Педагог и родители в дополнительном образовании. Формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования детей. «Семья талантами богата» - семейное творчество

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Дом детского творчества»

«Организация работы с родителями

(опыт работы)

Социальный педагог

С. Кочубеевское 2014 год

Введение ……………………………………………………………………………...3

Теоретическое обоснование…………………………………………………………5

Практическое решение……………………………………………………………….7

Выводы………………………………………………………………………………19

Список литературы………………………………………………………………….20

Приложения………………………………………………………………………….21

Введение

Одним из наиболее значимых процессов, протекающих в образовательной реформе, с полным основанием можно считать повышение качества и значения дополнительного образования детей, которое сегодня по праву рассматривается как неотъемлемая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.

Дополнительное образование социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Вместе с тем, учреждение дополнительного образования детей (далее - УДО), как особый тип образовательного учреждения, имеет свою специфику по организации работы с семьей, что позволяет наиболее полно реализовывать принцип взаимодействия с семьей в целях социализации своих воспитанников в целостном педагогическом процессе.

Анализ работы социального педагога муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» с семьями воспитанников показывает, что в этом направлении работы происходят изменения, обусловленные требованиями общества к процессу социализации ребенка.

Изменения отражаются на формах взаимодействия с родителями, целях и задачах, на содержании и формах работы с семьей в целом.

Процесс социализации складывается не только из необходимых базовых знаний и поведенческих навыков. Работа социального педагога и вся воспитательная работа в учреждении построена так, чтобы выработать у ребенка самые необходимые компетенции: личностные и профессиональные. И только в самом близком сотрудничестве с родителями это можно сделать наиболее успешно.

Именно по этой причине возникает потребность в разработке и создании системы взаимодействия семьи и УДО, интегрирующей педагогические усилия семейного воспитания и дополнительного образования, учитывающей особенности работы с семьей в сельской местности. Системный подход в работе с родителями содействует обогащению воспитательного потенциала УДО, обеспечивает повышение педагогической культуры родителей и благотворно сказывается на жизнедеятельности и творческую реализацию ребенка в целом.

Основной причиной, ведущей к появлению тех или иных трудностей в социализации ребенка, психологи считают, прежде всего, несовершенство человеческих взаимоотношений в первом в его жизни коллективе - в его семье. Особенности семейного микроклимата определяют поведение самых близких взрослых - мамы, папы, бабушек, дедушек, братьев и сестер. А ребенок, не осознавая никаких скрытых и даже явных конфликтов, эмоционально воспринимает либо грозовую напряженность, либо постоянную тревогу и страх, или, если повезет, благотворное чувство покоя, радости, уюта.

Цели одного из наиболее важных направлений в работе МОУ ДОД ДДТ – работе с семьей – создание условий для успешного взаимодействия образовательного учреждения и семей обучающихся для всестороннего развития личности ребенка.

Задачи в работе данного направления:

· Изучить потребности родителей в педагогических знаниях;

· Разработать систему взаимодействия социального педагога, психолога, педагогов с семьями воспитанников;

· Привлечь в систему работы специалистов различных специализированных служб и ведомств ;

· Разработать единую программу с использованием эффективных форм работы с родителями;

Теоретическое обоснование

В муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Дом детского творчества» накоплен определенный опыт работы с родителями.

Данное направление деятельности, как и всякая работа в образовательном учреждении, не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы. Чтобы помощь родителям была действенной, а дело воспитания и развития детской личности стало общим делом семьи и образовательного учреждения, надо обучать не только детей, но и их родителей. Причем не столько обучать, сколько общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения с целью успешной адаптации личности ребенка к последующей взрослой жизни.

В последние годы вопросы взаимодействия семьи и образовательных учреждений рассматривались доктором исторических наук, доктором философии, профессор Холостова издала ряд учебных пособий . В них не только изложена история развития социальной работы в России начиная с X в. по настоящее время, но и сформулированы теоретико-методологические аспекты социальной работы, проанализированы социокультурные и социополитические факторы становления и развития социальной работы, указаны принципы социальной политики, направленные на повышение жизненного уровня людей. Рассмотрены особенности социальной работы в различных сферах жизни общества, описаны различные технологии социальной работы.

В 2011 году под редакцией и вышло в свет уникальное издание - "Энциклопедия социальных практик". В нём были собраны и рассмотрены новейшие методики организации социальной помощи и социального обслуживания наиболее уязвимых категорий населения - пожилых, инвалидов, семьи и детей.

Изучив её работы, я пришла к выводу, что социальная адаптация семьи должна происходить в нескольких направлениях

И если учреждение дополнительного образования не может значительно изменить материальное положение семьи, то оказать психолого - педагогическую поддержку, и помочь семье социализироваться – наши прямая обязанность.

В настоящее время идет перестройка системы образования, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности, а целью работы с семьёй является создание единого образовательного пространства на основе Федеральных государственных требований.

Практическое решение

Цель:

Внедрение в работу с семьей современных форм и методик.

Задачи:

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
-Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей, повышений их педагогической культуры;
-Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в учреждении дополнительного образования;

Предполагаемый результат:

· Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;

· Повышение педагогической грамотности родителей на основе Федеральных государственных требований;

· Повышение профессиональной компетентности педагогов;

· Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;

· Привлечение большего числа родителей в образовательно-воспитательный процесс ребенка;

Описание опыта:

В 2009 году я пришла в профессию «социальный педагог», и первый год работа с семьей была построена с использованием традиционных методик и форм педагогического просвещения родителей.

Но с введением образовательных стандартов и новых требований к качеству работы образовательного учреждения, повысились требования и к работе с родителями. Такие критерии как «качество» и «количество» стали неразделимы.

Для выполнения требований системы образования и в целях привлечения родителей в образовательно-воспитательный процесс были введены в работу социального педагога новые формы взаимодействия с родителями.

Работа с родителями начинается с изучения социального статуса семей. На основании данного мониторинга создается банк данных о детях из семей «группы риска» и социально-незащищенных семей.

«Культура поведения в семье»

«Ребенок учиться тому, что видит у себя в дому»

Особенно популярны среди родителей заседания, которые сочетаются с выступлениями детей и интересными развивающими играми – деловыми или ролевыми. В ролевых играх дети выполняют функцию родителей и подсказывают им, как бы они решили те или иные семейные проблемы. Благодаря использованию такой формы взаимодействия, родители получают возможность приобщиться к деятельности детского коллектива, они как бы оказываются на "территории интересов" ребёнка, учатся уважать его право на индивидуальность.

Особенно хочется отметить востребованность и эффективность индивидуальных консультаций. Вопросы, которые волнуют родителей, обусловлены социально-экономическими процессами в обществе и в каждой семье в частности. Больше всего волнует современных родителей следующие темы:

«Влияние компьютерных игр на развитие личности ребенка»

«Компьютерная зависимость»

«Организация досуга ребенка в домашних условиях»

«Формирование негативного отношения ребенка в ПАВ»

«Значение дополнительного образования на развитие ребенка»

«Что такое ответственность?»

Активным участников родительских университетов является психолог. Использование в работе психологических упражнений и тренингов, делает занятия не только интересными, но и плодотворными. Не обсуждая проблемы вслух, каждый участник может найти ее решение для себя.

Вот некоторые темы прошедших занятий:

«Профилактика кризисных состояний у подростков»

«Педагог и родители - схемы эффективного взаимодействия»

«Определение способностей ребенка»

«Учим ребенка общаться» и многие другие.

Ответы на эти вопросы родители получают не только у педагогов, но и у психолога. Примерное количество консультаций психолога в год составляет около 400.

Комфортное состояние ребенка в семье – это отдельное направление в работе всех педагогов Дома детского творчества. Для достижения целей в данном направлении используются различные формы совместной деятельности детей и родителей: спортивные соревнования, конкурса, игры, проекты.

Понимая, что воспитание – это не сумма мероприятий, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка вся работа в объединениях, строится так, чтобы родители не превращались в сторонних наблюдателей, а помогали в осуществлении образовательного процесса.

Педагоги стараются вовлечь родителей в совместное творчество по следующим направлениям:

· проведение совместных праздников и развлечений;

· участие в совместных конкурсах, выставках, соревнованиях;

· организация экскурсий, походов, целевых прогулок;

· отчет перед родительской общественностью по полугодиям

Подготовка к праздникам и развлечениям начинается с обсуждения того, каким быть празднику, какое культурное, духовное наследие и как можно передать детям.

Это, как правило, позволяет сплотить семью, помогают членам семьи научиться ценить индивидуальность, решать конфликты.

Так, очень дружно и весело прошел спортивный конкурс для семей ДДТ «Папа, мама, я – спортивная семья».

В ежегодном конкурсе «Семья года» принимают участие семьи Кочубеевского района. По итогам прошлого года 1 место заняла семья Хлопцевых из с. Ивановского, 2 место заняла семья Белоцерковец с. Кочубеевское, 3 место заняла семья Ивановых с. Заветное.

Неотъемлемой частью стали тематические выставки детских работ, организованные педагогом Куртвелиевой каждому малышу сделать его работу помогают родители, и делают это с удовольствием потому, что темы выставок самые разнообразные: «Путешествие в подводный мир», «В гостях у Феи цветов». Особую теплоту и сказочное настроение несут в себе концерты, посвященный Дню матери «Мамины глаза» и конкурсные программы к 8 марта «Я + бабушка + мама», новогодние и Рождественские праздники. Педагоги дополнительного образования организуют конкурсную программу для детей из социально-незащищенных семей.

С целью привлечения родителей в процесс социализации детей в учреждении прошли конкурсы с использованием нетрадиционных форм:

интерактивная интеллектуальная игра «Радуга знаний» целью которой являлось создание условий для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми, проходила с участием семейных команд, которые, передвигаясь по специальному игровому полю выполняли творческие и интеллектуальные задания на предложенные темы по направлениям литературы искусства, природы, музыки.);

конкурс семейных проектов «Мой дом» проводился с целью повышение интереса к совместной деятельности у детей и родителей и использование возможностей информационных технологий в организации семейного досуга. В ходе конкурса дети разрабатывали проекты, в которых рассказывали о буднях своей семьи, о семейных ценностях и традициях, праздниках, досуге и увлечениях, и т. д. Защищали же проекты взрослые, это условие обеспечило совместную работу над проектом. Победителям конкурса семье Крамаренко выпала честь быть членами жюри в районном конкурсе «Семья года»);

конкурс презентаций «Мы всегда вместе » был нацелен на поддержку семейных ценностей и родовой культуры. В конкурсе приняли участие семьи обучающихся различных направлений: спортивное, художественно-эстетическое, декоративно-прикладное. Представление презентаций прошло с участием родителей, что вызвало много положительных отзывов.)

Привлекают родителей большие районные праздники организатором которых выступает наше учреждение, это наши рождественские и пасхальные праздники: « За рождественской звездой», «Пасха – наш любимый праздник», где совместные игры и конкурсы создают праздничное настроение для взрослых и малышей.

Но самым запоминающимся, масштабным и волнительным является наш отчетный концерт к Дню защиты детей 1 июня . Когда и дети, и родители волнуются одинаково – дети, потому что им предстоит выступление на сцене, а родители переживают за детей.

Ежегодно праздничный зал собирает около 600 человек на представление. В прошлом году наш творческий отчет назывался «Волшебная сила ореха Кракатук».

Совместная творческая деятельность позволяет детям приобрести умение ориентироваться на взрослого, как носителя собственных возможностей, а родителям с удовольствием погружаться в мир детства, раскрываться друг для друга с совершенно новых сторон. В результате такого продуктивного общения идет взаимообогащение и накопление позитивных эмоций.

На современную семью и её микроклимат оказывает особое влияние множество факторов: уровень образованности и культуры родителей, общественные процессы, помощь социальных институтов. Но еще одним из важнейших факторов остается финансовая составляющая. Тем более, если в семье есть ребенок-инвалид или ребенок в хроническими заболеваниями. Особый уход за таким ребенком не позволяет родителям выбрать высокооплачиваемую работу с большой затратой времени. И это, безусловно, сказывается на семейном благосостоянии.

В Доме детского творчества в 2012-13 учебном году обучались 10 детей-инвалидов и 10 детей с ограниченными возможностями здоровья и хроническими заболеваниями. Они посещали следующие объединения: основы компьютерной грамоты», «Мастерица», «Дошкольник», «оркестр народных инструментов», «Чудо-пластилин», «Арт-дизайн».

В связи с этим Дом детского творчества выступает инициатором благотворительного аукциона, который проходит ежегодно, в декабре месяце, с участием воспитанников учреждения. Воспитанники МОУ ДОД ДДТ предоставляют свои работы для продажи на аукционе. Данное мероприятие проводится совместно с Храмом Успения Божьей матери. Материальные средства, полученные от аукциона, передаются родителям детей – инвалидов, в том числе и обучающимся в МОУ ДОД ДДТ.

Кроме того, учреждение организует участие детей с ограниченными возможностями в конкурсах различного уровня. В 2012 году Курбатова Влада и Терлецкий Даниил участвовали в двух международных конкурсах детского творчества: «Мир русского слова»(Германия) и «Краски осени-2012» (Санкт-Петербург). Работы этих детей были выставлены в различных выставочных залах, а затем направлены в детские дома , находящиеся в Европе.

Педагоги ДДТ, привлекая родителей к совместной деятельности, всегда находят слова благодарности для самых активных родителей. С целью поощрения родителей, прилагающих все усилия для развития талантов своих детей, в Доме детского творчества ежегодно проходит церемония награждения «Звездный час-2013», где номинация для родителей называется «Путеводная звезда».

Современные требования к образовательному учреждению предполагают наличие программы по работе с родителями, которая разработана и в нашем учреждении в 2013 году. Она охватила все направления работы с родительской общественностью, определила дальнейшие формы сотрудничества и называется «Азбука воспитания».

Опыт работы позволяет сделать следующие выводы:

Внедрение новых форм в работу с родителями принесла отрадные результаты:

1. Повысился уровень активности родителей не только на уровне учреждения, но и на уровне объединений.

2. Удалось привлечь большее количество родителей к просветительской работе в школе для родителей «Родительский университет»..gif" width="577" height="510">


Л.А.Латыпова,

ООДТДМ им.В.П. Поляничко, г.Оренбург

Работе с родителями в учреждении дополнительного образования детей уделяется особое внимание, т.к. семья не только влияет на формирование личности ребенка, но и выступает в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов.

Взаимодействие с семьей позволяет педагогу лучше узнать ребенка, определить совместные действия, объединить усилия по воспитанию и развитию ребенка, получить добровольную родительскую поддержку работы объединения.

Специфика организации дополнительного образования позволяет использовать широкие практические возможности взаимодействия с семьями учащихся, как традиционные (собрания, лекции, консультации), так и инновационные (интерактивные), причем приоритет отдается современным формам.

Особенности активных методов связаны с включением диалога и полилога, наличием обратной связи, самостоятельной формулировкой запросов со стороны родителей.

Понятие «интерактивные методы» («interactive » с англ.: «inter » означает «между», «active » - действовать) можно перевести как методы взаимодействия участников между собой (моделирование жизненных ситуаций, совместное решение проблем).

К интерактивным методам относятся: работа в мини-группах, ролевые игры, «мозговой штурм», имитационная игра, дискуссия и др.

Преимущества интерактивных методов в том, что они:

  • Ставят родителей в активную позицию;
  • Повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом;
  • Проясняют родительские ожидания, представления;
  • Позволяют углубить воздействие педагога на родителей.

Одной из наиболее эффективных форм работы с родителями является семинар-практикум. Данная форма проведения позволяет родителям не только получить информацию, но и побуждает к размышлению о закономерностях развития ребенка, позволяет осознать свою родительскую позицию, увидеть наглядный пример типичных ошибок в воспитании детей. Эта форма работы эффективна тем, что родители не просто получают «готовый продукт» в виде информации, а должны сами активно включиться в этот процесс.

  • Структура такого занятия, как правило, мало чем отличается от классической схемы проведения деловой игры, незаменимыми элементами которой являются:
  • упражнения, направленные на то, чтобы настроить участников на продуктивную работу (если большое количество участников, то в качестве такого упражнения может выступить любая игра-энергизатор);
  • работа в группах;
  • тематическое выступление ведущего;
  • заключительное задание участникам;
  • рефлексия прошедшего занятия;
  • «обратная связь».

Существуют специальные приемы активизации творческого потенциала родителей в условиях группы. Одним из инновационных приемов является модерация.

Модерация –это организация обсуждения вопроса или проблемы, которая дает возможность всем участникам принять общие решения как свои собственные, осознание собственных ресурсов в решении проблемы. Включает ряд этапов: определение и формулировка проблемы или темы обсуждения, обсуждение темы в малых группах и общая презентация результатов, обобщение и конкретизация результатов работы, подведение итогов работы и обмен впечатлениями.

Педагог, использующий данный прием, должен соблюдать следующие правила:

Не настаивать на собственном мнении и собственных целях;

Не оценивать чужие мысли, высказывания и поведение других;

Активизировать группу, задать тему и настраивать группу на эту тему, задавая вопросы (но при этом не высказывая предвзятые решения или утверждения);

Принимать все высказывания группы как сигналы, которые помогают ему понимать коммуникативные процессы в группе;

Пытаться пояснить участвующим их собственное поведение, чтобы было возможно увидеть и устранить конфликты;

Управлять процессом, но не вмешиваться в содержание обсуждения.

Отличие модерации от «мозгового штурма» - в краткости высказываний, письменном обсуждении проблемы, голосовании с помощью специальных знаков, это могут быть цветные стикеры, что делает наглядным выбор большинства и самостоятельное решение проблемы.

Одной из форм дискуссионного общения родителей является родительский ринг, который позволит родителям утвердиться в правоте своих методов воспитания или задуматься над тем, что не так. Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:

  • Как привлечь папу к воспитанию собственного ребенка?
  • Нужны ли наказания?

Важную роль в интерактивном взаимодействии играют имитационные и ролевые игры.

Имитационные игры помогают моделировать конкретные ситуации, произошедшие в реальности, обстановку и условия протекания этих событий. Ролевые игры позволяют отработать тактику поведения, действий конкретного лица в воображаемой ситуации. Предлагаемые ситуации должны быть подобраны с учетом конкретной группы родителей. Родителям даются установки, как себя вести в соответствии с ролью, что дает возможность продемонстрировать разные стили поведения родителей, в том числе и нежелательные, лучше понять чувства ребенка.

Однако следует помнить, что проведение ролевых и имитационных игр возможно только в том случае, если между педагогом и родителями существует доверие.

При дефиците времени эффективно использование метода «Аквариум» (образуются 2 круга: внешний - наблюдатели и внутренний - участники), когда 2 - 3 участника проживают ситуацию, а остальные анализируют ее со стороны и «сопереживают».

Меняются даже такие традиционные формы работы, как родительское собрание, планируя которое необходимо заранее обсудить выбор тематики, с помощью анкетирования или беседы. Родители, приводящие своих детей на занятия в учреждение дополнительного образования, как правило, не склонны выслушивать длинные монотонные лекции, поэтому оптимальным решением будет использование мини-лекции со слайдовой презентацией и практической части в виде игр, упражнений, заданий, помогающих понять и усвоить главную тему встречи.

Интересной формой работы являются совместные занятия для родителей и детей в форме игры с элементами тренинга. Эта форма работы отличается от семинара-практикума большим количеством специально подобранных игр и упражнений, отсутствием теоретической части, участием родителей и детей. Одна из основных задач этих занятий - показать родителям и другим взрослым возможности ребенка в общении, акцентировать наиболее значимые для них проблемы, рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери. Это будет гораздо эффективнее, чем просто рассказать о проблемах ребенка родителю.

Не менее важны эти занятия для детей, т.к. позволяют ребенку увидеть родителей без привычной родительской роли, более того - в непривычной творческой позиции. Причем чем активнее проявляются родители, тем большее чувство гордости возникает у их детей.

Однако если такая форма проводится впервые, следует помнить, что родителей надо заинтересовать, рассказать о назначении этого мероприятия, так как часто игру они воспринимают как что-то несущественное.

Необходимым условием является создание доброжелательной атмосферы, снятие напряжения, сплочение группы, что можно сделать с помощью специальных упражнений и игр. Первые задания имеет смысл делать не игровыми, а скорее разговорными, например, предложить обсудить значимые вопросы и записать на листе бумаги варианты ответов. Это позволит снизить напряжение у взрослых, быстрее включить их в игру и поднять настроение участников.

Важную роль играют не только сами упражнения, но и обсуждение после их выполнения, что способствует рефлексии своих чувств и поведения участниками встречи.

Для активизации всех участников в обсуждении проблемы можно рекомендовать работу в мини-группах (2 - 3 человека) или паре. В паре складываются условия для более глубокой эмоциональной удовлетворенности, кроме того, появляется возможность получить обратную связь и поддержку.

Работу в парах можно организовать по принципу «Инфо-карусели». Перед началом работы родители выделяют интересующие их темы («Мой ребенок и его друзья»; «Агрессивность ребенка»; «Непослушание» и т.д.). Затем родители объединяются в пары, обмениваются мнениями, а потом переходят по кругу и образуют следующую пару.

В конце занятия необходима яркая эмоциональная «точка» и действия по побуждению родителей и детей к тому, чтобы сказать друг другу слова благодарности, сформировать потребность к подобному взаимодействию.

Говоря об использовании активных методов работы, мы намеренно не затрагиваем тренинги, так их могут проводить только психологи или педагоги, имеющие соответствующую подготовку и сертификат на ведение тренингов.

Таким образом, активные и интерактивные методы работы с родителями дают возможность педагогу познакомиться с семьей и укрепить детско-родительские отношения в семье, создать условия для формирования партнерских отношений между родителями и детьми, учат принятию совместных решений.

Рассмотренные формы работы не исчерпывают разнообразия возможных способов взаимодействия с родителями. Использование интерактивных форм требует высокого уровня психологической компетентности, прохождения самими педагогами тренингов и семинаров-практикумов с целью освоения этих форм работы, что актуализирует более тесное взаимодействие с психологами учреждения.

Литература:

1. Бутакова, Е.Г. Активные методы взаимодействия с родителями в школе «Психология – родителям». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2011.

2. Маслихина,Н.В., Переина, М.Т. Руководство нравственным воспитанием в семье в системе работы освобожденного классного воспитателя. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. Региональный сборник научных трудов. 3-й выпуск,

г. Менделеевск, 2006.

3. Масягина, О.Ю. Формы взаимодействия УДО с родителями воспитанников. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2011.

4. Хухлаева, О.В. Активные формы групповой работы с родителями/ О.Хухлаева// Школьный психолог. – 2006, № 19.

Современные родители рассматривают учреждение дополнительного образования детей не только как место для развития хобби ребенка, для организации его досуга, но и, прежде всего, заинтересованы в образовательных успехах ребенка, нацелены на четкий и внятный образовательный результат. Поэтому для педагога дополнительного образования очень важно установление партнерских отношений с родителями, создание атмосферы поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия. Эффективность взаимодействия с родителями учащихся во многом зависит от форм организации работы.

Данные рекомендации помогут начинающим педагогам создать систему работы с родителями учащихся, а также избежать традиционных конфликтов между родителями и учреждением дополнительного образования детей. Кроме того, хорошо организованная система работы педагога с родителями учащихся - это путь к повышению профессионального уровня и мастерства педагога, гарант совершенствования его личностных качеств, развития педагогического творчества, стратегия, направленная на отработку профессиональных навыков, формирование готовности к профессиональному самообразованию и самовоспитанию.

Основные формы взаимодействия педагога с родителями учащихся

Наиболее распространенной и эффективной формой взаимодействия с родителями учащихся является родительское собрание .

Организация и структура родительского собрания

Собрание организуется не реже 2-х раз в год. Родительское собрание может быть трех видов: организационное, итоговое, тематическое.

В начале учебного года обязательно проводится организационное собрание, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Родителям учащихся 1-го года обучения важно презентовать образовательную программу и результаты ее освоения, специфику и расписание занятий.

Любое родительское собрание требует от педагога тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», плана, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. При подготовке тематического собрания желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или ознакомиться с материалами периодической печати. Важно продумать оформление учебного кабинета, зала (оформить выставку творческих работ учащихся, подобрать литературу для родителей, выпустить тематическую газету). Не менее значима и форма приглашения родителей на собрание.

Встреча должна начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.

Каждое собрание (имеется в виду не тематическое, а рабочее собрание) структурируется в соответствии со следующей повесткой:

    Информация об учреждении дополнительного образования детей, о детском объединении, о достижениях детей за прошедший период (только положительная информация).

    Полезная информация от специалистов (врачей, психологов, социологов, ученых, работников правоохранительных органов).

    Информация о работе родителей с учащимися за прошедший период.

    Планирование участия родителей в делах детского объединения на следующий период.

В заключительной части встречи педагог благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться тех, родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, чтобы выяснить причины и выработать совместное решение о возможных путях их преодоления.

В конце учебного года проводится итоговое собрание. Главная его цель - представление родителям образовательных результатов по программе, демонстрация достижений учащихся, а также планирование деятельности детского объединения на следующий учебный год.

Не менее важной является просветительская форма работы, например, оформление информационных стендов «Для вас, родители!», «Университет» для родителей», «Ликбез для родителей». На стенде можно размещать информацию в виде памяток, советов, рекомендаций представлены материалы по темам воспитания детей. Подобная информация размещается и в сети Интернет на официальном сайте учреждения.

Активными и популярными формами работы у родителей являются:

Совместные воспитательные и праздничные мероприятия;

Консультации педагога-психолога;

Посещение занятий родителями;

Индивидуальные беседы.

Совместные воспитательные и праздничные мероприятия активизируют и повышают заинтересованность родителей. Примерами таких мероприятий могут быть творческие конкурсы и фестивали «Наша дружная семья», «Хобби и увлечения моей семьи», «Мир семейных увлечений», «Папа, мама, я - дружная семья», «Традиции в моей семье», «Мама, папа, я - читающая семья». Конкурс может состоять из нескольких этапов:

Литературный, родителям совместно с детьми предлагается в форме эссе, рассказа, новеллы, сочинения раскрыть определенную тему: «Новогодние традиции моей семьи»;

Литературно-художественный, рассказы о родителях, бабушках, дедушках например, «Трудовая династия моей семьи», «Папа - настоящий друг», «Мама - солнышко мое», «Родовое имя семьи - фамилия», «Родословное древо нашей семьи», иллюстрируемые фотографиями, рисунками, аппликациями.

По результатам конкурсов оформляются выставки и выпускаются сборники сочинений, рассказов, эссе детей и родителей.

Фотовыставки из семейных архивов на определенную тематику: «Отдых в нашей семье», «Праздники и будни моей семьи» и т.п.

Выставка прикладного и изобразительного творчества «Хобби», «Семейные увлечения».

Следует отметить, что успешность (либо не успешность) педагогического взаимодействия педагога и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений.

Беседа с родителями учащихся будет успешна, если:

Удалось избежать противостояния и конфронтации;

Удержались сами и удержали родителей от взаимных упреков и обвинений;

Удачно сформулировали проблему воспитания, и родители поняли и приняли вашу формулировку;

Обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся воспитательной проблемы.

Абсолютного успеха вы добьетесь, если сумеете объединиться с родителями против вашего общего «врага» воспитательной проблемы и разработать план конкретных совместных действий по ее решению.

    Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алексеевой. Вып. 1,2. М., 2001.

    Коляда М. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.

    Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000.

    Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993.

Анкета 1

«ЗНАКОМСТВО С РОДИТЕЛЯМИ»

На первой же встрече педагога с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:

  1. Какого мнения вы о нашем Центре и о творческом коллективе, в котором будет заниматься ваше ребёнок?
  2. Каким вы видите руководителя этого творческого коллектива?
  3. Каким бы вы хотели видеть детский коллектив, в котором предстоит заниматься вашему ребёнку?
  4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
  5. Чем вы могли бы помочь руководителю объединения в создании детского коллектива?
  6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьёзную тревогу и опасения?

Анкета 2

«ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА»

  1. С каким чувством переступает порог Центра ваш сын или дочь?
  2. Как чувствует себя ваш ребенок в творческом коллективе?
  3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребёнка из коллектива Центра? Назовите их.
  4. Как у вашего ребёнка складываются отношения с педагогом?
  5. Создаёт ли, по вашему мнению, Центр условия для самореализации вашего ребёнка?
  6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его творческой деятельности?

Анкета 3

«ВАШ РЕБЁНОК»

С целью изучения характера воспитанников, их взаимоотношений в семье можно использовать в анкетировании следующие вопросы:

  1. Какие положительные качества характера своего ребёнка вы можете назвать?
  2. Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
  3. Как ведёт себя ваш ребёнок дома?
  4. Делится ли ваш ребёнок с вами своими впечатлениями о событиях, происходящих в Центре, о жизни коллектива, который он посещает?
  5. Приглашает ли ваш ребёнок Вас на мероприятия, проходящие в Центре, хочет ли демонстрировать свои достижения?
  6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребёнка?

Методика

«НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Эта методика используется для диагностики взаимоотношений воспитанников и их родителей. И дети, и родители дают ответы на одни и те же вопросы, что позволяет определить причины конфликтов в их взаимоотношениях. Ни для кого не секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей могут привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.

Проанализировав ответы воспитанников и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных воспитательных мероприятий как с родителями, так и с детьми.

Предложения для учащихся:

Центр для меня - это …

Коллектив, в котором я занимаюсь, - это …

Педагог для меня - это человек, который …

Мои товарищи по коллективу - это …

Занятия для меня - это …

Деятельность, которая мне нравится, - это …

Деятельность, которая мне не нравится, - это …

Предложения для родителей:

Центр, где занимается мой ребенок, - это …

Коллектив, в котором обучается мой ребёнок, - это …

Товарищи моего ребёнка по коллективу - это …

Выполнение домашних заданий для моего ребёнка - это …

Деятельность, нравящаяся моему ребёнку, - это …

Деятельность, которая не нравится моему ребёнку, - это …

В целях изучения традиций и обычаев семей воспитанников, их нравственных ценностей можно использовать такие незаконченные предложения .

Для воспитанников:

Я радуюсь, когда …

Я огорчаюсь, когда…

Я плачу, когда…

Я злюсь, когда…

Мне нравится, когда…

Мне не нравится, когда….

Я верю, когда…

Если у меня хорошие новости, то я…

Если у меня, плохие новости, то я …

Если у меня что-то не получается, то я…

Для родителей:

Я радуюсь, когда мой ребёнок….

Я огорчаюсь, когда мой ребёнок….

Я плачу, когда мой ребёнок….

Я злюсь, когда ребёнок…

Мне нравится, когда мой ребёнок…

Мне не нравится, когда мой ребёнок…

Я не верю, когда мой ребёнок…

Я верю, когда говорят, что мой ребёнок…

Если у моего ребенка хорошие новости, то…

Если у моего ребёнка плохие новости, то ….

Если у моего ребёнка что-то не получается, то….

Рисуночный тест

«ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ В МОЕЙ СЕМЬЕ»

Интересные результаты дают рисуночные диагностики, которые можно предлагать выполнить детям и родителям на одну и ту же тему. Например, ребятам предлагается нарисовать рисунки по следующим темам: «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье».

И детям, и родителям раздаются листы бумаги, на которых нарисованы круги, в них нужно поместить предметы или членов семьи в выходной день, которые чем-то заняты.

Это может выглядеть так:

мама

папа

книга

газета

уроки

кухня

диван

друзья

Сравнительный анализ результатов позволяет руководителю творческого коллектива выявить различные противоречия в организации жизни семьи, помочь найти детям и родителям взаимопонимание.

Тест

«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ В МОЕЙ СЕМЬЕ»

Родителям в ходе родительского собрания, а ребятам после занятия можно предложить расположить на рисунке в определённой последовательности гостей на дне рождения. Сравнительный анализ выполненных рисунков позволяет увидеть, какие традиции и обычаи, связанные с этим праздником, существуют в их семьях.

Можно также предложить детям и родителям построить ассоциативный ряд к словосочетанию «день рождения». Лексический ряд, который получается в ходе записи, говорит о том, что является значимым, приоритетным и традиционным в семьях воспитанников.

Сочинение-размышление

Такая диагностика возможна там, где руководитель коллектива и родители - единомышленники, объединенные единой целью - сделать жизнь учащихся и в Центре, и в семье лучше, добрее. Темы размышлений могут быть самыми разнообразными. Главное - родители и дети должны быть в них искренними.

Тематика подобных сочинений для детей и родителей может быть следующей:

«Быть отцом (матерью) взрослой дочери (сына) - это…»,

«Мой дом - моя крепость?!»,

«Моя будущая семья… Какой ей быть?»,

«За что я люблю своих родителей»,

«Радости моего дома»,

«Праздники и будни моей семьи»,

«Истории и предания моего рода»,

«Самый печальный день в жизни моей семьи»,

«Советы родителям по воспитанию детей»,

«Законы жизни семьи» и др.

Такие сочинения-размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяют предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.

Тест

«Я РОДИТЕЛЬ, Я ПРИЯТЕЛЬ?!»

На вопросы этого теста предлагается ответить родителям .

  1. Вы смотрите по телевизору фильм, но ваш ребёнок требует переключить на другую программу: там выступают рок-музыканты. Как вы поступите?

А) выполните просьбу и посмотрите передачу вместе;

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РОВЕСНИК» ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

Основные формы работы с родителями

в учреждении дополнительного образования детей

Евпатория, 2015

Введение

Современные родители рассматривают учреждение дополнительного образования детей (Далее – ДОД) не только как место для развития хобби ребенка, для организации его досуга, но и, прежде всего, заинтересованы в образовательных успехах ребенка, и нацелены на образовательный результат. Поэтому для педагога дополнительного образования очень важно установление партнерских отношений с родителями, создание атмосферы поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия. Эффективность взаимодействия с родителями во многом зависит от форм организации работы.

Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Работа с родителями включает в себя комплекс мер – различные формы психологического просвещения, обучения, консультирования, профилактики, – которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.

Задачи сотрудничества с родителями:

    Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.

    Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.

    Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.

    Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Данные рекомендации помогут педагогам создать систему работы с родителями обучающихся, а также избежать традиционных конфликтов между родителями и учреждением дополнительного образования детей. Кроме того, хорошо организованная система работы педагога с родителями обучающихся – это путь к повышению профессионального уровня и мастерства педагога, гарант совершенствования его личностных качеств, развития педагогического творчества, стратегия, направленная на отработку профессиональных навыков, формирование готовности к профессиональному самообразованию и самовоспитанию.

Составитель: Бессарабова Т.А.

Основные формы взаимодействия педагога с родителями обучающихся

Для этого в дополнительном образовании активно используются следующие формы работы с родителями:


1. Групповые формы:
Дни открытых дверей.
Конференция.

Родительское собрание.
Творческие мастерские.


2. Индивидуальные формы:
Анкетирование, диагностика.
Посещение семьи на дому.
Индивидуальная консультация (беседа).
Просветительская работа.

Остановимся подробно на каждой из них.

Групповые формы:

Дни открытых дверей . Это не только средство удовлетворения интереса к тому, как живут дети в детском объединении. Это способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Иногда «день открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете. Может проводиться до 3 раз в год.

Конференция. Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ обучающихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Конференции нужно проводить не в отдельном объединении, а в учреждении в целом. Это могут быть читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

На конференцию обязательно пригласить несколько специалистов в области выбранной темы.

Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни объединения и родительского коллектива. Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы - одна семья»; «О доброте и милосердии»; «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» «Роль отца в воспитании детей» и др. Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», диспута, тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

Организация и структура родительского собрания (Приложение 1).

Творческие мастерские . Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в творческих мастерских. К такой работе привлекаются педагог декоративно-прикладного творчества, которые помогают появлению на свет продукта совместного творчества. Под основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда.

Совместная досуговая деятельность.

Одной из самых популярных и востребованных форм работы с родителями в системе ДОД, является организация совместных досуговых мероприятий. Совместные воспитательные и праздничные мероприятия активизируют и повышают заинтересованность родителей.

Формы досуга : совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; спортивные соревнования, КВН; туристические походы, экскурсионные поездки. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.

Примерами таких мероприятий могут быть традиционными праздники: «Волшебница Осень», «Новогодние приключения», «8 Марта – праздник мам», «Выпускной бал», «День матери», «День отца», «День бабушек и дедушек», «День моего ребенка», «День взаимного благодарения»; творческие конкурсы и фестивали: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, «Семья-эрудит», «Семейное увлечение», «Наша дружная семья», «Хобби и увлечения моей семьи», «Мир семейных увлечений», «Папа, мама, я – дружная семья», «Традиции в моей семье», «Мама, папа, я – читающая семья». Конкурс может состоять из нескольких этапов:

Литературный, родителям совместно с детьми предлагается в форме эссе, рассказа, новеллы, сочинения раскрыть определенную тему: «Новогодние традиции моей семьи»;

Литературно-художественный, рассказы о родителях, бабушках, дедушках например, «Трудовая династия моей семьи», «Папа - настоящий друг», «Мама – солнышко мое», «Родовое имя семьи - фамилия», «Родословное древо нашей семьи», иллюстрируемые фотографиями, рисунками, аппликациями.

По результатам конкурсов оформляются выставки и оформляются сборники сочинений, рассказов, эссе детей и родителей.

Фотовыставки из семейных архивов на определенную тематику: «Отдых в нашей семье», «Праздники и будни моей семьи» и т.п.

Выставка прикладного и изобразительного творчества «Хобби», «Семейные увлечения».

Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды.

Индивидуальные формы:

Анкетирование, диагностика . Проводится для выяснения запросов родителей, удовлетворенность работой педагога, объединения, учреждения. Заполненные анкеты должны храниться в течение учебного года. Затем они утилизируются, а обобщенные результаты педагог хранит как минимум в течение 5 лет (межаттестационный период). Письменные отзывы родителей о деятельности педагога составляются, как правило, в свободной форме, хранятся у педагога в папке достижений или портфолио.

Посещение семьи на дому . Это очень эффективная форма, и иногда является переломной в отношениях педагога и родителя. О посещении необходимо договариваться с родителями заранее. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ребенка. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах о склонностях, об отношении к родителям, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Индивидуальная консультация (беседа). Эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.

Организация и проведение индивидуальных консультаций (бесед) (Приложение 2).

Просветительская работа.

Разработка и ведение сайта (или странички на сайте ДОД, группа в контакте ) творческого объединения. В последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги стали использовать возможности сети интернет для освещения деятельности своего творческого объединения. Сайт может быть создан полностью педагогом или на базе конструктора сайтов (каких сейчас великое множество) или на официальном сайте вашей организации.

Структура сайта, содержание представленного на нем материала не должны противоречить требованиям Российского законодательства.

Если на сайте имеются интерактивные опросы для родителей, то эту форму работы можно также отнести и к интерактивным.

Наглядная информация . Формы работы по педагогическому просвещению разнообразны. Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя. Поэтому важна форма и способ подачи информации, а так же её содержание.

Формы наглядно-текстовой информации :

    Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей.

    Групповые выставки детских работ (периодически).

    Индивидуальные (персональные) выставки детских работ.

    Фотовитрины и фотоколлажи: стенды представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность в ДОД.

    Информационные стенды: «Для вас, родители!», «Университет» для родителей», «Ликбез для родителей». На стенде можно размещать информацию в виде памяток, советов, рекомендаций представлены материалы по темам воспитания детей.

    Газета. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются сами дети, педагоги и сами родители. Газета может включать репортаж с места событий (конкурс, поход), интервью, практические советы, поздравления и благодарности, юмор и многое др.

    Буклеты. Помогают педагогу представить свое объединение. В буклете может содержаться информация за несколько лет (цель программы, достижения, история выпускников, отзывы родителей и т.п.), а также на конкретный учебный год – расписание, режим работы, необходимое оборудование, правила поведения и т.д.

    Золотые фонды. Данная форма является интересной, но, к сожалению, она не достаточно популярна, так как требует определенных материальных затрат. В рамках это формы можно организовать следующие фонды:

    Видеотека может включать не только фильмы, но и записи детских праздников, конкурсов, ярмарок, открытых занятий или просто жизнь детей в ОДОД.

    «Семейная библиотека» в этот фонд могут входить художественная и публицистическая литература, развивающие пособия, методические рекомендации по воспитанию детей, популярная педагогика и психология для родителей, периодические издания.

Таким образом, используя различные формы общения с родителями, педагог создает благоприятный микроклимат между самими обучающимися и семьей в целом, необходимый для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка; повышает уровень педагогической и психологической грамотности родителей. Ведь только совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в воспитании и обучении детей.

Использованная литература:

    Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алексеевой. Вып. 1,2. М., 2001.

    Коляда М. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.

    Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000.

    Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993.

Приложение 1

Организация и структура родительского собрания

Собрание организуется не реже 2-х раз в год. Родительское собрание может быть трех видов: организационное, итоговое, тематическое.

В начале учебного года обязательно проводится организационное собрание, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Родителям учащихся 1-го года обучения важно презентовать образовательную программу и результаты ее освоения, специфику и расписание занятий.

Любое родительское собрание требует от педагога тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», плана, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. При подготовке тематического собрания желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или ознакомиться с материалами периодической печати. Важно продумать оформление учебного кабинета, зала (оформить выставку творческих работ обучающихся, подобрать литературу для родителей, выпустить тематическую газету). Не менее значима и форма приглашения родителей на собрание.

Встреча должна начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.

Каждое собрание (имеется в виду не тематическое, а рабочее собрание) структурируется в соответствии со следующей повесткой:

    Информация об учреждении дополнительного образования детей, о детском объединении, о достижениях детей за прошедший период (только положительная информация).

    Полезная информация от специалистов (врачей, психологов, социологов, ученых, работников правоохранительных органов).

    Информация о работе родителей с обучающимися за прошедший период.

    Планирование участия родителей в делах детского объединения на следующий период.

В заключительной части встречи педагог благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться тех, родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, чтобы выяснить причины и выработать совместное решение о возможных путях их преодоления.

В конце учебного года проводится итоговое собрание. Главная его цель – представление родителям образовательных результатов по программе, демонстрация достижений обучающихся, а также планирование деятельности детского объединения на следующий учебный год.

Приложение 2

Организация и проведение индивидуальных консультаций (бесед)

Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.

В приглашении важно сформулировать цель беседы с родителем, недопустима такая формулировка, как «Зайдите ко мне, пожалуйста, на следующей неделе», так как данное высказывание приводит родителей в состояние ожидания, мучительной неопределенности и неведения.

Зная цель консультации, родитель сможет подготовиться к ней не только психологически, но и информационно, собрать какие-либо сведения, вспомнить необходимые факты. Как минимум консультация длиться 20 минут. Консультация «между делом» в шумном общем коридоре никакой пользы не приносит. Успех беседы во многом зависит от педагогического такта, чуткости, способности заинтересовать родителя.

Девиз консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга».

Залог успешной консультации:

    Искренне интересуйтесь родителями (задавайте им вопросы).

    Приветствуйте их радостно и с энтузиазмом, тогда ваш настрой перейдет и к родителям.

    Улыбайтесь.

    Называйте родителей по имени и отчеству.

    Будьте хорошим слушателем (умение слушать - успех любой консультации).

    Держите паузу.

    Внушайте родителю сознание его значимости и делайте это искренне.

    Если вы вынуждены сделать выговор, начните с похвалы.

    Сначала говорите о собственных ошибках, а затем уже об ошибках родителей.

    Выражайте родителям одобрение по поводу малейших их удач и отмечайте каждый их успех.

    Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.

    Учитывайте личные интересы родителей.

Приложение 3

Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения

Цель исследования – изучение мнения родителей учащихся о воспитательной работе и организации взаимодействия в учреждении и детском объединении.

Задачи исследования:

    Определить активность участия детей и их родителей в жизни учреждения дополнительного образования, подготовке и проведении мероприятий в объединении и учебной группе.

    Определить, насколько удовлетворены родители учащихся отношениями со всеми участниками образовательного процесса.

    Выявить эмоциональное отношение родителей учащихся к учреждению дополнительного образования детей, к мероприятиям, к негативным явлениям в детском объединении.

Исследование проводится на родительском собрании. Работа ведется по специальному опроснику. Анкета выдается каждому родителю, и они отвечают на все вопросы в течение 10-12 минут.

Уважаемые родители!

Пригашаем Вас принять участие в опросе по вопросам воспитательной системы Центра детского творчества и взаимодействия педагогов и родителей.

Ваше мнение поможет понять существующее положение и выработать рекомендации для педагогического коллектива по улучшению воспитательной работы в ЦДТ.

Надеемся на искренние ответы. Результаты работы будут использованы только в обобщенном виде, поэтому свою фамилию можно не указывать. Запишите только название образовательной программы или объединения, в котором ваш ребенок занимается.

Необходимо ознакомиться с вариантами ответов на каждый вопрос, затем выбрать и указать на листе для ответов тот из них, который больше всего соответствует вашему мнению.

Заранее благодарим и желаем успеха!

    Участвовал ли Ваш ребенок в подготовке и проведении мероприятий в Центре детского творчества?

А) да, постоянно

Б) да, эпизодически

В) нет, не участвовал

Г) затрудняюсь ответить

2. Нравятся ли Вам мероприятия, которые проводятся в Центре детского творчества?

А) в основном нравятся

Б) нравятся, но не во всем

В) в основном не нравятся

Г) затрудняюсь ответить

3. Насколько вы удовлетворены отношениями, которые сложились у Вас с педагогом дополнительного образования?

А) в основном удовлетворительные

Б) в чем-то удовлетворительные, в чем-то нет

В) в основном неудовлетворительные

Г) затрудняюсь ответить

4. Что Вас привлекает и не привлекает в Центре детского творчества?

5. Ваши предложения по организации воспитательных и праздничных мероприятий в Центре детского творчества.

_____________________________________________________________________

Приложение № 2

Анкета для родителей

    Часто ли должны проводиться родительские собрания?

    Все ли родительские собрания вы посещаете?

    Эффективны ли с вашей точки зрения родительские собрания?

    Какие вопросы Вы бы хотели обсудить на родительских собраниях?

Приложение № 3

Правила

педагогической этики во взаимодействии и родителями обучающихся

    Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения образовательного учреждения и родительских собраний.

    Ведите беседу с родителями в подходящей обстановке, не на ходу.

    Обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Умейте расположить родителей к себе.

    Умейте слушать и слышать, станьте собеседником.

    Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы, в каждом ребенке найдите положительные черты и качества.

    Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально.

    Обращение к родителям посредством письменного сообщения должно быть уважительным, лаконичным и конкретным.

Уважаемые педагоги. Предлагаем Вам формы работы с родителями, которые Вы можете использовать при составлении «Плана воспитательной работы творческого объединения».

Наименование мероприятия

Срок проведения

Государственно-общественные формы работы.

Выбор родительского комитета и представителя в Управляющий, Попечительский совет организации.

Октябрь

Традиционные формы работы

Родительское собрание «Знакомство с творческим объединением».

Сентябрь

Участие семей творческого объединения в спортивных мероприятиях «Веселые семейные старты»

Посиделки для детей и родителей к светлой Пасхе

Апрель

День открытых дверей

Совместный семейный праздник «Мое семейное древо»

В любой месяц на усмотрение педагога

Творческая мастерская, посвященная Международному женскому дню «Вместе с мамой»

Март

Творческая мастерская, посвященная Дню Отца «Мастерим с папой»

Апрель

Совместная акция детей и родителей «Сделаем скворечник»

Март

Туристический поход совместно с родителями «Сбережем природу для будущих поколений»

Май

Родительское собрание «Итоги работы за учебный год»

Апрель или май

Интерактивные формы работы

Анкетирование родителей на выявление запросов

Сентябрь

Индивидуальные консультации по вопросам обучения в творческом объединении

В течение учебного года

Посещение на дому

По мере необходимости в течение учебного года

Родительская конференция «Творчество в жизни моего ребенка»

По отдельному плану организации

Анкетирование родителей на выявление удовлетворенности качеством образовательных услуг

Май

Просветительская работа

Создание сайта или группы творческого объединения в социальных сетях

В любой месяц на усмотрение педагога

Разработка буклета о работе творческого объединения

В любой месяц на усмотрение педагога

Оформление и пополнение в течение учебного года информационного стенда для родителей

В течение учебного года

Организация тематических выставок работ обучающихся (для показа во время проведения традиционных форм работы)

В течение учебного года

VII . Понятийный аппарат.

Адаптация - процесс перевоспитания в сочетании с влиянием, предполагающим изменение в развитии личности.

Досуг - часть времени личности, группы и общества в целом, которое используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, а так же для удовлетворена личных интересов и потребностей.

Коррекция - форма коллективного изучения и обсуждения психолого-педагогических проблем воспитания и образования.

Конференция - форма коллективного изучения и обсуждения психолого-педагогических проблем воспитания и образования.

Репродуктивность - воспроизводство чего-либо, кого-либо.

Первичная социализация - обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребёнка, в семье переплетаются естественно биологические и социальные связи родителей и детей. Они определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Обучение ребёнка тому социальному опыту, который

накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растёт, её нравственные нормы и традиции народа.

Родительский комитет - группа родителей, которых выбрали на общем собрании, с целью представления интересов учащихся и активного участия в жизни образовательного учреждения.

Родительское собрание - это вид работы с родителями, в основе которого лежит цель сбора всех членов для обсуждения актуальных проблем и выработки определённых решений.

Самоуправление - это коллективное управление, участие всех членов образовательного процесса, в деятельности соответствующего органа управления, включение исполнителей в процесс выработки и принятия общих решений.

Тренинг - это упражнение в чём-либо, проживание какой-либо ситуации в игре.

Семья - основанное на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием, ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимообязанностями по отношению друг к другу.

Социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого существует основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первоначальная социализация детей, бытовой уход, образовательного, медицинского и другого обслуживания.

Работа с родителями в дополнительном образовании.

Автор: Брюшинина Татьяна Юрьевна.
Должность и место работы: Муниципальная Бюджетная Организация Дополнительного Образования Учебный Центр, Бурятия Муйский район п. Таксимо.

Назначение: Данный материал предназначен для преподавателей, методистов дополнительного образования. Поможет в организации работы с родителями в дополнительном образовании. Акцент сделан на описании форм работы с родителями в ДО, что поможет выбрать наиболее удобные для вашего образовательного процесса.
Взаимодействие семьи и дополнительного образования отличается от взаимодействия с родителями в школе. Отношения между учащимися, родителями и педагогами в дополнительном образовании построены на основе свободы выбора. Но, как правило, большинство родителей не видит необходимости систематически общаться с преподавателями ДО, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. Отношение родителей к занятиям ребенка в системе дополнительного образования нередко носит парадоксальный характер:
с одной стороны – родители заинтересованы в том, чтобы ребенок занимался «полезным делом»;
с другой стороны, значительная часть родителей проявляет крайне «потребительское отношение» к занятиям и педагогу. Сложным является и понимание родителями содержания деятельности детского объединения, его значения в развитии ребенка – к занятиям относятся как чему-то несерьезному, либо сразу рассматривают их как начальную профессиональную подготовку.
В тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.
Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Основная цель работы с родителями обучающихся, в создании психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды. Вместо обособленности и формальной связи с родителями, педагоги дополнительного образования должны стремиться идти к социальному партнерству с семьей, с родителями, включая их в образовательный процесс.
Работа с родителями включает в себя комплекс мер – различные формы психологического просвещения, обучения, консультирования, профилактики, - которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.
Задачи сотрудничества с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

В процессе развития ребенка современная педагогика выделяет три сферы:
образование – (целенаправленное воздействие на ребенка),
семью (основной институт социализации личности)
социум (стихийное влияние «улицы»).
Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех фактов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного взаимодействия. Если первичным является отдельный человек, то семья представляет ту микросреду, в которой, по выражению Ф.М.Достоевского, человек и может только «выделаться» в человека. Именно поэтому, и семья должна выступать помощником общества, и общество должно всемерно помогать, поддерживать семью.
С точки зрения общества, быть родителем – это значит, прежде всего, удовлетворять основные потребности ребенка, заботиться о его здоровье, благополучии, счастье. С точки зрения педагогики и детской психологии, в это понятие включаются взаимоотношения с детьми, их воспитание, направленное на развитие личности.
Родители испытывают потребность получать поддержку в воспитании своих детей. Очевидно, что сейчас эта потребность в квалифицированной помощи актуальна как никогда, поскольку, занимаясь профессиональной подготовкой подрастающего поколения, воспитание будущих родителей находится на очень низком уровне. Воспитание родителей – международный термин, под которым понимается также помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей – родительские функции.

Как показывает опыт работы с родителями, их интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним.

Для этого в дополнительном образовании используются активно следующие формы работы с семьей:
1. Групповые формы:
Дни открытых дверей.
Конференция.
Родительское собрание.
Творческие мастерские.
Совместная игровая деятельность.

2. Индивидуальные формы:
Анкетирование, диагностика.
Посещение семьи на дому.
Индивидуальная консультация (беседа).
Просветительская работа.

Остановимся на вышеперечисленном более подробно:
Интерактивные формы работы.
Анкетирование, диагностика. Проводится для выяснения запросов родителей, удовлетворенности работой преподавателя, объединения, организации. Составить анкеты по различным вопросам вам помогут методисты и психологи, педагогическая и методическая литература.
Посещение семьи на дому. Эта форма работы с родителями не всегда является удобной и приемлемой, но возможно для кого-то она покажется необходимой. Это очень эффективная форма, и иногда является переломной в отношениях педагога и родителя. О посещении необходимо договариваться с родителями заранее.
Конференция. Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Проводятся раз в год, требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными. Конференции нужно проводить не в отдельном объединении или группе, а в отделе или в организации в целом.
Индивидуальная консультация (беседа). Во время бесед обе стороны имеют возможность познакомиться с микроклиматом в семье, обговорить волнующие родителей и педагогов проблемы. Эта форма очень эффективная. На индивидуальных беседах родители более открыты, нежели на групповых встречах. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.
В приглашении важно сформулировать цель беседы с родителем, недопустима такая формулировка, как «Зайдите ко мне, пожалуйста, на следующей неделе», так как данное высказывание приводит родителей в состояние ожидания, мучительной неопределенности и неведения.
Девиз консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга».
Совместная игровая деятельность.
Одним из оптимальных пространств для реализации части идей – есть игровое пространство. Именно в игре ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор и свободу. При этом исключительно важна роль взрослого, который это пространство организует. Именно поэтому педагоги считают необходимым занять самую активную позицию не только как организаторы игр, программ, но и как помощники родителей в приобретении новых знаний о способах совместного с детьми времяпровождения. Опыт организации такого рода работы показывает, что при этом результативность совместной деятельности значительно возрастает, так как сочетаются возможности и преимущества ее участников: опыт и мудрость взрослого, оригинальность и нестандартность мышления детей.
Через игру взрослым легче корректировать отношения между детьми, прививать навыки самоорганизации, уважительного отношения друг к другу.

Традиционные формы работы.
Дни открытых дверей. Способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Иногда «день открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете. Может проводиться до 3 раз в год.
Творческие мастерские. Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в творческих мастерских. Под основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда.
Родительское собрание. Это основная форма работы с родителями, в которой концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Однако проведение встреч в виде формальных отчетов и поучающих бесед имеет негативные последствия. Нужно использовать методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор.
В подготовке и проведении родительских собраний надо учесть следующие моменты:
1. За 2-3 недели до собрания объявить дату проведения обучающимся. Такой срок позволит родителям спланировать своё время в день проведения собрания и создаст психологический настрой на посещение ОДОД.
2. Выступление педагога на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным.
Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания, Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей.
Родители, приводящие своих детей на занятия в учреждение дополнительного образования, как правило, не склонны выслушивать длинные монотонные лекции (пусть даже на интересующую их тему).
3. Собрание целесообразно проводить не реже 1-2 раз в учебный год.
Просветительская работа.
Разработка и ведение сайта (или странички на сайте вашей организации дополнительного образования) В последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги стали использовать возможности сети интернет для освещения деятельности своего творческого объединения. Структура сайта, содержание представленного на нем материала не должны противоречить требованиям Российского законодательства.
Если на сайте имеются интерактивные опросы для родителей, то эту форму работы можно также отнести и к интерактивным.
Наглядная информация. Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя. Поэтому важна форма и способ подачи информации, а так же её содержание.
Формы наглядно-текстовой информации:
Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей.
Групповые выставки детских работ (периодически).
Индивидуальные (персональные) выставки детских работ.
Фотовитрины и фотоколлажи: стенды представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность в ОДОД.
Передвижная библиотечка. Эта форма особенно оптимальна для родителей дошкольного и младшего школьного возраста. Передвижная библиотечка предполагает» чтение на месте», когда родители ожидают ребенка. Педагог может выставлять книги по актуальным проблемам воспитания детей, журналы, брошюры, буклеты и т. д.
Газета. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются сами дети, педагоги и сами родители. Газета может включать репортаж с места событий (конкурс, поход), интервью, практические советы, поздравления и благодарности, юмор и многое др.
Буклеты. Помогают педагогу представить свое объединение. В буклете может содержаться информация за несколько лет (цель программы, достижения, история выпускников, отзывы родителей и т.п.), а также на конкретный учебный год – расписание, режим работы, необходимое оборудование, правила поведения, контактные данные директора и педагога и т.д.

Государственно-общественные формы работы.
Данные формы работы предполагают создание попечительских советов, советов школ, советов отцов, городских и районных советов родителей; вхождение родителей в управляющие советы учреждений и т.п.
В целом, чётко организованная работа с родителями носит конструктивный характер, позволяя смоделировать единую образовательную среду в организации. Поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками образовательных услуг, специалистам необходимо стремиться уделять должное внимание эффективным формам взаимодействия организаций дополнительного образования с семьями воспитанников.