Выявление зависимости между компонентами природы. Практическая работа. Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон Практическая работа выявление зависимости между компонентами природы

Практические работы к курсу «География» 8 класс

Практическая работа №1

Географическое положение России

Цель работы: формирование знаний об особенностях географического положения РФ

Ход работы

Используя текст учебник, план а и карты атласа дайте характеристику ГП России

На контурной карте России:

Красным цветом обозначьте государственную границу России;

Определите протяжённость России с севера на юг по 100 о в.д. и с запада на восток по 60 о с.ш. (до залива Шелихова);

Подпишите названия приграничных с Россией государств;

Подпишите названия морей и океанов, омывающие берега России (включая Каспийское море);

Обозначьте крайние точки России, укажите их названия и определите их географические координаты.

Практическая работа №2

Решение задач на определение поясного времени

Цель работы: формирование умений определять поясное время

Ход работы

1 вариант.

1.Определить местное время вЯкутске, если в Мурманске полдень.

2.Опрелить поясное время в Анадыре, если в Санкт - Петербурге 10 часов утра.

3.Местное время населенного пункта отличается от московского на 6 часов.В каком часовом поясе находится этот пункт?

4. На сколько и куда надо перевести стрелки часов пассажирам, прилетевшим из Якутска в Москву?

5. Определите, когда по московскому времени совершит посадку в Москве (2 пояс) самолет, вылетевший из Новосибирска (5 пояс) в 11 часов по местному времени и находившийся в полете 5 часов.

2 вариант.

1.Определить местное время Верхоянска, если в Новосибирске полночь.

2. Определить поясное время в Якутске, если в Москве 15 часов.

3. Местное время населенного пункта отличается от московского на 5 часов. В каком часовом поясе находится этот пункт?

4. На сколько и куда надо перевести стрелки часов пассажирам, прилетевшим из Анадыря в Якутск?

5. Самолет вылетел в 9 часов по местному времени из Якутска (8 пояс) в Москву (2 пояс). Когда по московскому времени совершит посадку в Москве самолет, находившийся в полете 5 часов.

Практическая работа №3

Обозначение на контурной карте основных форм рельефа

Цель работы: познакомиться с основными формами рельефа России

Ход работы

Используя текст учебника и карты атласа, отметить на контурной карте основные формы рельефа России, выделенные курсивом в тексте параграфа

Практическая работа №4

Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых

Цель работы: формирование умений комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и полезным ископаемыми

Ход работы

Территория

Тектоническая структура

Соответствующая ей форма рельефа

Полезные ископаемые

Западно-Сибирская равнина

Сделайте вывод о существовании взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми

Практическая работа №5

Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных географических объектов

Цель работы: формирование умений работать с различными типами климатических карт и с синоптической картой

Ход работы

Используя карты атласа, текст и карты учебника, заполните таблицу:

Суммарная

солнечная радиация (ккал.см2/год)

Средняя температура января

Средняя температура июля

Годовое количест-

во осадков

Коэффициент увлажнения

Мурманск

Астрахань

Сделайте вывод о закономерностях распределения суммарной солнечной радиации, температуры воздуха, осадков и испаряемости

Практическая работа №6

Характеристика реки по плану

Цель работы: формирование умений составлять развернутую характеристику реки, используя различные источники информации

Ход работы:

Используя текст учебника, физическую, климатическую карты, карту водных ресурсов и климатограммы атласа, карту экологических проблем, дайте описание одной из рек России по типовому плану:

Вариант 1 - Лена

Вариант 2 - Амур

Географическое положение реки на территории России (в какой части России протекает река);

Местонахождение истока реки, направление течения, устье;

К бассейну какого океана или внутреннего стока относится река;

Источники питания реки

Тип водного режима

Падение и уклон реки

Характеристика течения

Хозяйственное использование реки

Вывод: Отчего зависит падение реки, питание и ее режим?

Практическая работа №7

Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из зон

Цель работы: формирование умений на конкретных примерах показывать взаимосвязи, существующие между природными компонентами в природной зоне

Ход работы

Используя текст учебника, карты атласа, дополнительную литературу, опишите природную зону степей.

Географическое положение

Климат (температура января, июля, количество осадков, увлажнение)

Типичные растения (черты приспособленности к условиям жизни)

Типичные животные и их приспособленность к условиям обитания

Экологические проблемы

Практическая работа №8

Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов

Цель работы: формирование умений оценивать условия жизни и деятельности человека в любом их природных районов.

Ход работы

Особенности географического положения

Особенности климата

Особенности внутренних вод

Особенности почв

Особенности растительного и животного мира

Природная зона, в которую входит район

Сделайте вывод об условиях жизни и деятельности человека, о приспособлении человека к жизни в экстремальных условиях.

Практическая работа №9

Географическое положение Ивановской области

Цель работы: сформировать умение оценки географического положения своей местности, используя карты атласа и дополнительную литературу

Ход работы

По карте на стр. 4 определите, в каком природном районе находится Ивановская область.

По карте на стр. 5 выясните, с какими областями и где граничит Ивановская область.

Определите протяженность области с севера на юг и с запада на восток.

Чему равна площадь нашей области?

Сколько административных районов выделяется на территории нашей области?

Определите географические координаты Иванова и Приволжска.

Практическая работа №10

Оценка природных условий Ивановской области .

Ход работы

1.Какова высота местности в Ивановской области?

2.В какой части области встречается наименьшая высота? Чему она равна?

3. Какие полезные ископаемые есть в Ивановской области?

4.В каком климатическом поясе находится Ивановская область?

5. Чему равна средняя температура января и июля? (Указать где)

6.Чему равно наибольшее количество осадков?

7. Где на территории области наблюдалась самая низкая и самая высокая температуры? Какие?

8. К бассейнам каких рек относятся все реки Ивановской области?

9. Назовите 2 самых крупных озера области

10. Охарактеризуйте почвы Приволжского района

Практическая работа №11

Оценка природных ресурсов Ивановской области

Цель работы: сформировать умение оценки природных ресурсов своей местности, используя карты атласа и дополнительную литературу

Ход работы

1. Используя карты атласа ивановской области и дополнительную литературу, дайте характеристику:

А) агроклиматическим ресурсам

Б) минеральным (количественная и качественная оценка)

В) почвенных ресурсов

Г) водных ресурсов

Д) биологических ресурсов

2. Вывод: дайте оценку природных ресурсов для развития хозяйства Ивановской области

Цель работы: формирование умений на конкретных приме-рах показывать взаимосвязи, существующие между природ-ными компонентами в природной зоне.

Данная практическая работа может быть проведена в форме анализа профиля, показывающего изменение почвенно-растительного покрова при движении с севера на юг.

Профиль может быть выполнен на отдельном листе, кото-рый вывешивается на доске; учащиеся могут изобразить про-филь и в своих тетрадях.

Затем учащиеся отвечают на вопро-сы, подтвердив свои ответы фактическими данными, получен-ными при анализе профиля:

1. Как изменяются основные виды почв при движении с се-вера на юг по Восточно-Европейской равнине?

2. Как изменяется плодородность почв и от чего она зави-сит?

3. Как и почему изменяется характер растительности?

После ответа на вопросы учащиеся сами формулируют вы-вод о зависимости, существующей между почвой и типом рас-тительного покрова.

Для доказательства взаимосвязи между характером расти-тельного покрова и животным миром учащиеся сравнивают видовой состав животных, населяющих тайгу и смешанные ле-са, с видовым составом животных пустынь и полупустынь. Это сравнение дает возможность учащимся правильно обосновать взаимосвязь растительного и животного мира.

Практическая работа может быть проведена на основе ана-лиза различных карт атласа. Учитель предлагает несколько районов, входящих в различные природные зоны. Используя карты (почв, растительности и животного мира), учащиеся заполняют таблицу и делают вывод о взаимосвязи этих природ-ных компонентов (таблица):

Таблица

Учитель предлагает рассмотреть одну из природных зон (по выбору).

Анализируя карты атласа, учащиеся заполняют предложен-ную учителем таблицу и делают вывод о зависимости между компонентами природы в зоне тундры (таблица).

В заключение учащиеся на конкретных примерах делают вывод о зависимости почв, растительности и животного мира тундры.

Таблица. Природная зона — тундра


ЛИТЕРАТУРА

1. Аквилева Г. Н. и др. Преподавание природоведения в малокомплектной школе. Пособие для учителя.

2. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. [Текст] / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. - М., 2001.

3. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. Пособие для учителей. [Текст] / В.П. Герасимов. - М., 1997.

4. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения: Учебное пособие для учащихся пед. Уч-щ по специальности «Учитель начальных классов». [Текст] / В.П. Горощенко, И.А.Степанов. - М., 1984.

5. Детская энциклопедия «Я познаю мир». - М., 1998.

6. Изучаем природу Земли. Творческие задания, практические работы, моделирование и эксперимент по естествознанию. [Текст] / О.М. Краснова, Е.И. Белякова. - Р-н/Д, 1996.

7. Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» 2-3 класс к учебному комплекту А.А. Плешакова. [Текст] / О.В. Казакова, Н.А. Сбоева. - М., 2006.

8. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание. Землеведение и краеведение. [Текст] / С.Г. Любушкина, К.В. Пашканг. - М. 2002.

9. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. [Текст] / В.М. Найдыш. - М., 1999.

10. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности «Педагогика и методика начального обучения». [Текст] / В.М. Пакулова, В.И.Кузнецова. - М., 1990.

11. Природоведение. Методическое пособие к учебнику «Природоведение» А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. [Текст] / Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, Н.И. Сонин. - М., 1998.

13. Фефилова Е.П., Поторогина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» 1-2 класс к учебному комплекту А. А. Плешакова. [Текст] / Е.П.Фефилова, Е.А. Поторогина. - М., 2004.

14. Хрестоматия по зоологии. [Текст] / Сост. С.А. Молис. - М., 1971.

15. Энциклопедический словарь «Естествознание». - М., 2002.

16. Энциклопедический словарь географических терминов. [Текст] / Под ред. С.В. Калесника. - М., 1968.

17. Энциклопедия для детей «Аванта +». - М., 2001.

Тема 7 Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из зон

Цель работы: формирование умений на конкретных примерах показывать взаимосвязи, существующие между природными ком­понентами в природной зоне.

Данная практическая работа может быть проведена в форме анализа профиля, показывающего изменение почвенно-расти-тельного покрова при движении с севера на юг.

1. Задание:

а) Подготовить письменный анализ профиля через Восточно-Европейскую равнину (можно взять и другие территории). При выполнении задания придерживаться плана:

1. Как изменяются основные виды почв с севера на юг Вос­точно-Европейской равнины?

2. Как изменяется плодородность почв и от чего она зависит?

3. Как и почему изменяется характер растительности?

б) Сравнить видовой состав животных, населяющих тайгу и смешанные леса, с видовым составом животных пустынь и полу­пустынь. Объяснить причины различия. Сделать вывод.

2. Задание:

а) Используя карты атласа, заполнить таблицу.

Территория

Природная зона

Растительность

Животный мир

Полуостров Ямал

Сибирские Увалы

Кулундинская степь

б) Дать письменную характеристику одной из природных зон по плану:

1. Географическое положение.

2. Особенности климата.

4. Растительность и животный мир.

Тема 8Определение учащимися по статистическим источникам плотности населения и доли городского и сельского населения в своей местности. Сопоставление со средними показателями по стране

Цель работы: формирование умений работать с демографиче­скими показателями и картой плотности населения, сравнивать показатели и делать выводы.

1. Задание: сравнить основные демографические показатели, характерные для России, своей республики, края, области, для своего района. Занести данные в таблицу.

Показатели (статистические данные)

Своя респуб­лика, край, область

Свой район

Свой населенный пункт

Население

Плотность населения

Численность городского населения

Доля городского насе­ления

Численность сельского населения

Доля сельского населения

Тема 9Определение по статистическим материалам тенденций изменения числа занятых в сфере хозяйства

Цель работы: развитие знаний о населении России, формиро­вание умений работать со статистическими материалами, характеризующими занятость в различных сферах хозяйства, делать выводы на основе их анализа.

Задание: заполнить таблицу и сделать вывод о тенденциях ^ости населения России.

Сфера хозяйства

Тенден­ция

Промышленность и строительство

Торговля, связь, транспорт

Сельское и лесное хозяйство

Общий вывод:

2. Задание: привести примеры отраслей, входящих в различ­ные сферы производства, отметить положение с занятостью в конкретных отраслях. Заполнить таблицу. Сделать вывод.

Занятость

Тенденция в изме­нении занятости

1. Производственная

2. Непроизводственная

Вывод: какие изменения в занятости насе­ления происходят и чем они вызваны?

ГЕОГРАФИЯ 9

Тема 1 Обозначение на контурной карте всех республик^ входящих в состав Российской Федераций

Цель работы: формирование умений работать с картой адми­нистративно-территориального деления России.

1. Задание: на контурную карту нанести республики, входя­щие в состав Российской Федерации.

2. Задание: заполнить таблицу.

Определение расстояний и направлений на плане ... относительная погрешность (М). Решение задач расчетных и экспериментальных задач по теме ...
  • Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г

    Образовательная программа

    ... картинке . Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу , составлять план и последовательность действий. Познавательные: использовать общие приемы решения задач ...

  • Проект основной образовательной программы мкоу бутурлиновская сош №1 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области на 2012-2017гг

    ... плана . Легенда карты , градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте . Чтение карты , определение местоположения географических объектов, абсолютных высот ... статистической информации. Решение простейших логических задач . Круговые...

  • Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7»

    Основная образовательная программа

    ... темы – 13 ч. Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее ... схемами и диаграммами, цепочками и совокупностями, представлять и интерпретировать данные. Решению названных задач способствует особое структурирование определенного ...

  • Название республики РФ

    Татарстан

    Столица республики

    Тип урока : Урок формирования умений

    Дидактическая цель: закрепить знания об особенностях природных зон, продолжить формирование умений выявлять причинно-следственные связи.

    1. Образовательная задача: закрепить полученные знания об особенностях природных зон России и выявить взаимосвязи между компонентами природного комплекса на примере природных зон.

    2.Развивающая задача: продолжить формирование умений описывать и объяснять особенности природной зоны, находить причинно-следственные связи между компонентами природного комплекса, анализировать и сопоставлять тематические карты.

    3.Воспитательная задача: формирование способности и готовности к сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в природе.

    Ход урока:

    Организационный момент: Приветствие.

    Побудительная мотивация: На протяжении нескольких уроков мы с вами путешествовали по нашей России. Перед нашими глазами предстали во всем своем величии и красоте разные природные зоны нашей Родины. От ледяной, безмолвной Арктики до влажных субтропиков города Сочи. Каждый природный ландшафт поражал нас чем-то особенным.

    Актуализация: Давайте вспомним

    Показывается природная зона, а ученики ее называют.

    1.С какими природными зонами мы познакомились на территории России? (ученик показывает по карте на доске)

    2.Как располагаются природные зоны на территории России? Каким законам они подчиняются?

    3. Можем ли мы назвать природную зону – природным комплексом? Почему?

    4. Какие компоненты есть в природном комплексе? Назовите их?

    5. Эти компоненты взаимосвязаны между собой? Приведите примеры?

    6. Приведите ПК различного масштаба?

    7. Можно ли выделить наиболее главные компоненты ПК? (климат, горные породы, почвы)

    8. Может ли человек оказывать влияние на природные зоны, изменять их? Приведите примеры отрицательного воздействия и положительного воздействия?

    9. Какие меры может принять каждый из вас по сохранению природных зон России?

    А сейчас мы приступаем к выполнению практической работы, где каждый из вас сможет показать, насколько у вас сформированы умения выявлять причинно-следственные связи и умение работать с тематическими картами.

    Цель работы: научиться устанавливать взаимосвязь между компонентами природы на примере природных зон.

    Ход работы.

    Вывод: Сформулируйте вывод о зависимости между компонентами природы на основе анализа данных таблицы.

    Закрепление и подведение итогов:

    1.Существует ли взаимосвязь между климатом и типом почвы?

    2. Между растительностью и почвой? Пример

    3. Между растительностью и животным миром? Пример

    4. Между климатом и растительностью? Пример

    5. Между климатом и животным миром? Пример

    Ребята! Какой вывод сегодняшнего урока мы можем сделать?

    В любом природном комплексе существует очень тесная взаимосвязь между компонентами природы. Если изменить один природный компонент, то произойдет изменение всего природного комплекса.

    Задание: Поставьте плюс, если вы согласны с утверждением и минус, если не согласны с утверждением.

    1. 1. Климат является одним из главных компонентов природного комплекса.
    2. 2. В зоне тундры дерново-подзолистые почвы.
    3. 3. Верблюжья колючка - типичное растение степей.
    4. 4. В зоне арктической пустыни могут расти только накипные лишайники.
    5. 5.В природной зоне прослеживается тесная взаимосвязь между компонентами природы.

    Итог урока : Компоненты природной зоны тесно взаимосвязаны друг с другом, человек планируя хозяйственную деятельность должен всегда учитывать эти взаимосвязи.

    Рефлексия: Какие трудности вызвала у вас практическая работа? Что было для вас наиболее сложным? Что понравилось в этой работе?

    Выставление оценок

    Дидактический материал для урока

    Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».

    Цель работы:

    Ход работы.

    Задание: Используя карты атласа, учебник ст. 296-297 заполнить таблицу.

    1. Как различия в климате влияют на растительность лесных зон?

    В зоне тайги, где климат более холодный, особенно в Сибири, растительный мир менее разнообразен, чем на европейской части тайги. К югу, в зоне смешанных и широколиственных лесов, где климат умеренный, более теплый, видовой состав растений очень разнообразен. А в более влажных тропических и экваториальных лесах еще более богатый растительный мир.

    2. Известно, что в лесах образуется больше растительной массы, чем в степях, однако лесные почвы беднее чернозёмов. Почему?

    На формирование почв влияет несколько факторов. Наиболее сильно – климатические особенности и растительный мир. В лесах богатый растительный мир, но и количество осадков также значительное. Растворяемые частички вымываются водой и уносятся в более низкие горизонты почвы. В результате этого в лесах сформировались подзолистые и серые лесные почвы. В степях растительность представлена травами, но количество осадков небольшое, значит растворенные вещества остаются в верхних слоях почвы. В этой природной зоне сформировались черноземы – самые богатые почвы мира.

    3. На примере одной из лесных зон Евразии покажите связь между компонентами природы.

    Природная зона – хвойные леса (тайга). Благодаря мощному лесному покрову тайга стала убежищем для многих животных, и считается одной из наиболее богатых биоразнообразием зон.

    Зона тундры – бедная растительность, суровые природные условия. Низкий уровень биоразнообразия, однако животные, приспособившиеся к жизни в столь суровых условиях, научились выживать и давать потомство.

    В природной зоне степей сформировался умеренный тип климата. Высокие температуры воздуха, незначительное количество осадков способствовали к формированию преимущественно травяной растительности. Из-за небольшого промывного режима образовались черноземные почвы. Животные степей приспосабливаются к жизни в таких условиях. Это в основном будут грызуны. Видов этих животных немного, но количество их значительное. Также здесь будут обитать копытные, которые могут преодолевать значительные расстояния. На них охотятся хищники, такие как лисицы, волки. Большое количество птиц, которые питаются семенами растений или охотятся на грызунов.

    4. Почему на территории Евразии природные зоны сменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток?

    Из-за муссонной циркуляции воздушных масс.

    5. В какой природной зоне материка расположена ваша школа?

    Зоне смешанных лесов.

    6. Назовите характерные растения и животных этой зоны.

    Сосны, дуб, вяз, липа, клен, березы, осины, тополя. Волки, зайцы, косули, ежи.

    «Россия страна» - Первичный сектор: добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыболовство… Основатели отечественной экономической географии. Почти 70% экспорта России составляет сырье. Метеорология. Политическая география. Обязательные практические работы: Ухудшение ЭГП с распадом СССР: Экономическое влияние. 1.США 2. Япония 3.ФРГ 4. Франция 5.Великобритания 6.Италия 7.Австралия 8.Россия.

    «Хозяйство России» - До сих пор в нашей стране не найдена национальная модель устройства сельскохозяйственного сектора…. Автомобильная промышленность. Введение. Как же и почему сложилась такая ситуация??? В последние десятилетия XX в и в начале Россия переживала трудные времена, прежде всего в экономике. Многие люди жили в крайней бедности, масса предприятий простаивала или работала с малой загрузкой мощностей.

    «Экономические районы России» - Национальный состав: в основном, русские (православные христиане). Почвы подзолистые и торфяно-болотные. Омывается водами Сев Лед океана. Леса занимают 3/4 территории. Животноводство (молочно-мясное) преобладает над растениеводством; оленеводство, свиноводство, птицеводство. Коэффициент урбанизации – 83%.

    «Зоны в России» - Пустыни и полупустыни. Лето жаркое, зима прохладная. Арктики. Субтропики. Природные зоны. Зона смешанных и. Содержание. Арктические пустыни. География России. 8 класс. Лесостепей и степей. Расположение. К содержанию. История открытия. Особенности. Широколиственных лесов. Самые засушливые области (испаряемость в 12 раз превышает количество осадков.

    «Природно-хозяйственные зоны» - В направлении с севера на юг сменяются. Природно-хозяйственные зоны России. Что такое Природно-хозяйственная зона? Л.С. Берг – ученый необычайной широты взглядов,географ и биолог. Природно-хозяйственные зоны России делятся на. Что называется зональностью? В.В. Докучаев – великий русский географ. Понятно, что в северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно.

    На данный момент на Земле практически не осталось мест, где не ступила нога человека. Речь пойдет в первую очередь именно о его влиянии на природные комплексы. Связано это с рядом факторов. Во-первых, число людей на планете возрастает. Для того чтобы расселение происходило равномерно, необходимо вести постоянную работу по освоению новых земель. Вырубаются леса, культивируются сельскохозяйственные культуры, убиваются или изгоняются представители местной фауны.

    Во-вторых, развитие человеческих технологий не остановить. Благодаря человек может проникнуть своим взглядом в глубины вселенной, может проникнуть глубоко в пучину морей и океанов, может исследовать самые жаркие и самые холодные места на планете. Взять хотя бы открытие Америки Колумбом. Если бы не развитие торгового судоходства, о подобном открытии можно было бы не. Человек, преследуемый чувством любопытства, попадает туда, где ранее не был, и пытается выжить на новых местах. Это не происходит без антропогенного влияния на окружающую среду.

    Третий, самый существенный фактор - это развитие промышленности. Тысячи заводов по всей планете выделяют в атмосферу, землю и воду тысячи различных токсичных веществ, которые неисправно загрязняют окружающую среду. Ведь Земля - это тоже один большой. Неговоря уже о том, как конкретный участок Земли, на котором находятся промышленные предприятия.

    Взаимодействие компонентов природного комплекса

    Помимо человеческого влияния, внутри них происходят постоянные процессы, которые в динамике изменяют и преобразуют природные комплексы. Эти процессы связаны с теми взаимосвязанными компонентами, которые присущи любому природному комплексу. Это рельеф, воды, почвы, климат, растительность и животный мир. Любое изменение во времени любого из этих компонентов неминуемо приводит к изменению всех остальных.

    Живой пример - эпоха динозавров. В доисторическое время этими удивительными животными была населена вся Земля. Если бы не падение метеорита и не вызванное этим событием резкое изменение климата по всей планете, никто бы не сказал, какими бы были современные природные комплексы и был бы человек на Земле.

    Другой пример, который у всех на слуху - разрушение озонового слоя атмосферы. Из-за чрезмерных выбросов парниковых газов промышленными предприятиями, у планеты практически не осталось средств от ультрафиолетового излучения Солнца. Это приводит к постепенному изменению климатических условий по всей Земле и повышению уровня мирового океана.

    Ответ оставил: Гость

    1. тихий океан - самый большой и самый древний из всех океанов. его площадь составляет 178,6 млн. |см2. он может свободно вместить все материки и острова вместе взятые, поэтому его иногда называют великим. он расположен между материками евразией и австралией на западе, северной и южной америкой на востоке, антарктикой на юге. 2.изучение и освоение тихого океана начались задолго до появления письменной человечества. для плавания по океану использовались джонки, катамараны и простые плоты. экспедиция 1947 года на плоту из брёвен «кон-тики» под руководством норвежца тура хейердала доказала возможность пересечения тихого океана в западном направлении из центральной части южной америки к островам полинезии. китайские джонки совершали походы вдоль берегов океана в индийский океан. 3.обширные пространства тихого океана лежат во всех климатических поясах, кроме полярных. над его просторами формируется несколько областей высокого и низкого давления, образуются ветры, на северо-западе океана дуют муссоны. нередко проносят тайфуны. от климата во многом зависят свойства водных масс. температура поверхностных вод измеряется от -1 с (на севере) до +29 с (у экватора) . осадки над океаном над испарением, поэтому соленость поверхностных вод в нем несколько ниже, чем в других океанах. теплые воды океана способствуют работе кораллов, которых здесь множество. вдоль восточных берегов австралии протянулся большой риф. это самый крупный «хребет» , созданный организмами. 4.хозяйственная деятельность человека к сильному загрязнению некоторых акваторий тихого океана. особенно это проявилось у берегов японии и северной америки. истощились запасы китов, ряда ценных видов рыб и других животных. некоторые из них потеряли свое былое промысловое значение.

    Ответ оставил: Гость

    Африка: координаты крайних точек это второй по величине континент на нашей планете. он занимает площадь в 30 миллионов квадратных километров. с евразией африка соединена узким суэцким перешейком. 8 тысяч километров - именно на такое расстояние вытянулся с севера на юг материк африка. координаты крайних точек континента следующие: северная - мыс рас-энгела (37,21 градуса северной широты). южная - мыс игольный (34,51 градуса южной широты). 7,5 тысячи километров - расстояние между западной и восточной окраинами такого материка, как африка. координаты крайних точек континента следующие: западная - мыс альмади (17,33 градуса западной долготы). восточная - мыс рас-гафун (51,16 градуса восточной долготы). протяженность береговой линии материка составляет 26 тысяч километров. это мало для континента такого размера. причина заключается в том, что береговая линия африки расчленена слабо. следует также отметить, что крайние точки африки имеют и другие названия. так, мыс игольный иногда именуют мысом агульяс. а мыс рас-энгела иногда называют мысом бланко. поэтому в научной можно встретить и эти топонимы. положение африки уникальное. дело в том, что экватор пересекает этот материк практически посередине. данный факт приводит к двум важным последствиям


    Тип урока: Урок формирования умений
    Дидактическая цель: закрепить знания об особенностях природных зон, продолжить формирование умений выявлять причинно-следственные связи.
    Задачи:
    1. Образовательная задача: закрепить полученные знания об особенностях природных зон России и выявить взаимосвязи между компонентами природного комплекса на примере природных зон.
    2.Развивающая задача: продолжить формирование умений описывать и объяснять особенности природной зоны, находить причинно-следственные связи между компонентами природного комплекса, анализировать и сопоставлять тематические карты.
    3.Воспитательная задача: формирование способности и готовности к сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в природе.
    Ход урока:
    Организационный момент: Приветствие.
    Побудительная мотивация: На протяжении нескольких уроков мы с вами путешествовали по нашей России. Перед нашими глазами предстали во всем своем величии и красоте разные природные зоны нашей Родины. От ледяной, безмолвной Арктики до влажных субтропиков города Сочи. Каждый природный ландшафт поражал нас чем-то особенным.
    Актуализация: Давайте вспомним
    Показывается природная зона, а ученики ее называют.
    1.С какими природными зонами мы познакомились на территории России? (ученик показывает по карте на доске)
    2.Как располагаются природные зоны на территории России? Каким законам они подчиняются?
    3. Можем ли мы назвать природную зону – природным комплексом? Почему?
    4. Какие компоненты есть в природном комплексе? Назовите их?
    5. Эти компоненты взаимосвязаны между собой? Приведите примеры?
    6. Приведите ПК различного масштаба?
    7. Можно ли выделить наиболее главные компоненты ПК? (климат, горные породы, почвы)
    8. Может ли человек оказывать влияние на природные зоны, изменять их? Приведите примеры отрицательного воздействия и положительного воздействия?
    9. Какие меры может принять каждый из вас по сохранению природных зон России?

    А сейчас мы приступаем к выполнению практической работы, где каждый из вас сможет показать, насколько у вас сформированы умения выявлять причинно-следственные связи и умение работать с тематическими картами.

    Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».
    Цель работы: научиться устанавливать взаимосвязь между компонентами природы на примере природных зон.
    Ход работы.

    Территория
    Климат

    Природные
    зоны

    Почва
    Растительность
    Животный
    мир

    Полуостров
    Ямал

    Астраханская область

    Остров Врангеля


    Закрепление и подведение итогов:
    1.Существует ли взаимосвязь между климатом и типом почвы?
    2. Между растительностью и почвой? Пример
    3. Между растительностью и животным миром? Пример
    4. Между климатом и растительностью? Пример
    5. Между климатом и животным миром? Пример
    Ребята! Какой вывод сегодняшнего урока мы можем сделать?
    В любом природном комплексе существует очень тесная взаимосвязь между компонентами природы. Если изменить один природный компонент, то произойдет изменение всего природного комплекса.
    Задание: Поставьте плюс, если вы согласны с утверждением и минус, если не согласны с утверждением.
    1. Климат является одним из главных компонентов природного комплекса.
    2. В зоне тундры дерново-подзолистые почвы.
    3. Верблюжья колючка - типичное растение степей.
    4. В зоне арктической пустыни могут расти только накипные лишайники.
    5.В природной зоне прослеживается тесная взаимосвязь между компонентами природы.
    Итог урока: Компоненты природной зоны тесно взаимосвязаны друг с другом, человек планируя хозяйственную деятельность должен всегда учитывать эти взаимосвязи.
    Рефлексия: Какие трудности вызвала у вас практическая работа? Что было для вас наиболее сложным? Что понравилось в этой работе?
    Выставление оценок

    Дидактический материал для урока
    Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».
    Цель работы:
    Ход работы.
    Задание: Используя карты атласа, учебник ст. 296-297 заполнить таблицу.

    Территория
    Климат

    Природные
    зоны

    Почва
    Растительность
    Животный
    мир

    Полуостров
    Ямал

    Астраханская область

    Остров Врангеля

    Вывод: Сформулируйте вывод о зависимости между компонентами природы на основе анализа данных таблицы.
    Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».
    Цель работы:
    Ход работы.
    Задание: Используя карты атласа, учебник ст. 296-297 заполнить таблицу.

    Территория
    Климат

    Природные
    зоны

    Почва
    Растительность
    Животный
    мир

    Полуостров
    Ямал

    Астраханская область

    Остров Врангеля

    Вывод: Сформулируйте вывод о зависимости между компонентами природы на основе анализа данных таблицы.