Урок в 6 кл превосходная степень. Конспект урока на тему: "Степени сравнения имен прилагательных"(6класс). Сравнительная степень прилагательного

Урок русского языка в 6 классе.

Тема: «Степени сравнения имен прилагательных».

Цель: изучить степени сравнения имен прилагательных, научиться отличать степени сравнения прилагательных, формировать умение образовывать формы степеней сравнения имен прилагательных, дать понимание важной роли степеней сравнения прилагательных в русском языке, различать их в тексте; расширять словарный запас учащихся, способствовать дальнейшему формированию лингвистической и коммуникативной компетенции, развивать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, орфографическая зоркость; воспитывать бережное отношение к слову, уважительное отношение к старшим и родителям.

Тип урока: образовательно-воспитательный.

ХОД УРОКА

I .Организационный момент.

Учитель: Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Давайте теперь улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

Тихо сядем, спинки прямо.

Вижу: класс наш хоть куда.

Мы начнем урок, друзья.

Готовы книжки и тетрадки?

А дневники у вас в порядке?

Пора за дело приниматься.

И надо очень постараться,

Чтобы урок полезным был,

Прибавил знаний вам и сил.

Удачи всем.

Пожалуйста, закройте глаза и повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.

Я люблю учиться.

Внимание мое растет.

Память у меня крепкая.

У меня все получится.

Я начинаю учиться.

Внимание на слова Л.Н.Толстого:

«Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не памяти». Слайд №1.

Это говорит о том, что вы сегодня сами будете добывать знания, а я лишь помогу вам.

А другой А.Толстой: «Что такое язык? Прежде всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли». Слайд №2.

Давайте сотворим хороший урок, ведь приставка СО имеет значение «вместе».

Наш урок мы сравним с лабиринтом, из которого надо найти выход.

Что такое Лабиринт? Об этом слове расскажет (выступление учащегося).

Лабиринт (слайд).

    Запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом помещений (первоначально в Древней Греции и Египте), большое здание со сложно расположенными переходами.

    Переносное значение – Сложное, запутанное расположение, сочетание чего-нибудь. Лабиринт улиц, лабиринт мыслей.

Древнегреческий герой Тезей выбрался из лабиринта. Ему помогла нить, которую ему дала Ариадна. С давних времен выражение «нить Ариадны» означает путеводная нить.

Нашей путеводной нитью будут знания и умения. Нам придется преодолеть несколько препятствий, которые встретятся в лабиринте. Слайд №3,4,5.

На выходе вас ожидают заслуженные вами оценки.

Первое препятствие для вас подготовили (выступление учащихся).

1 ученик: Я – часть речи интересная.

Широко в миру известная.

Опишу любой предмет.

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна.

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить.

Определяю я предметы

Они со мной всегда приметны,

Я украшаю вашу речь

Меня вам нужно знать, беречь.

2 ученик: У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них, без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить.

Учитель: Какая часть речи презентовала себя?

(хором) ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ! Слайд №6.

Второе препятствие «Ты -мне, я –тебе».

Учитель: Чтобы преодолеть это препятствие, нужно ответить на вопросы, проверяя знания о прилагательном.

Вопросы:

1. Имя прилагательное - это ….? Примеры.

2. Может ли прилагательное существовать само по себе? (нет, оно приложено к имени существительному, которое объясняет предмет, помогает отличить один предмет от другого).

3. Какой части речи подчиняется прилагательное? (только существительному и никакой др.), принимает РЧП своего «патрона»).

4. Какова роль прилагательных в языке?

а) прилагательные нужны, чтобы речь стала яркой, выразительно, красивой;

б) прилагательные дают характеристику людям и животным;

в) прилагательные помогают отличить один предмет от другого;

г) прилагательные помогают точнее выразить свою мысль.

Учитель: Прилагательные – художники, которые украшают нашу речь. Я предлагаю перейти к следующему испытанию, которое назовем

«Прилагательные вокруг нас» Слайд №7

И поработаем друг с другом, помогая один другому. Проведем небольшую исследовательскую работу. Время минимальное 1 минута.

1 вариант - моря, реки, острова.

2 вариант – супермаркет.

(Итог работы через 1 мин. Пары по очереди читают свои прилагательные).

Учитель: А давайте мы послушаем спор двух ваших одноклассников.

М.: Зачем сравнивать предметы?

Д.: Чтобы узнать, что лучше. Давай мы сравним.

М.: У тебя волосы длиннее моих, глаза голубее, а на физкультуре ты более быстрая, чем я, и уроки готовишь старательнее. Видно, я совсем никудышный.

Д.: Ну что ты, постой, а знаешь, ты уже выучил сегодняшний урок.

М.: Не может быть, когда?

Д.: ты только что привел примеры сравнительной степени прилагательных: длиннее, голубее, старательнее. А еще есть превосходная степень сравнения прилагательных.

М.: Ах, вот откуда произошло название степени – от сравнения, а что такое превосходная степень?

Д.: Я тебе помогу, только ты сам должен догадаться, что такое превосходная степень, ведь ты самый сообразительный, самый добрый и самый замечательный друг.

Учитель: Вот так наши друзья подвели нас к новой теме урока.

«Степени сравнения имен прилагательных» Слайд №8

Запишите тему урока.

Учитель:

Признаки предметов свойственны предметам в большей или меньшей степени. Предмет по сравнению с другим предметом может быть лучше или хуже, больше или меньше.

Сравнительная степень прилагательного означает признак предмета, который проявляется в сравнении его с таким же признаком другого предмета в большей или меньшей степени (пример: твой дом выше, чем мой; Девочка Лена красивее девочки Маши; Твоя сумка тяжелее, чем моя). Слайд №9

Сравнительная степень прилагательных бывает простая и составная.

Слайд №10

Простая сравнительная степень образовывается с помощью суффиксов:

Ее (-ей): умный – умнее, теплый – теплее, светлый – светлей, красивый – красивей, смелый – смелее.

Е: короткий – короче, сладкий – слаще, большой – больше.

Ше (же): молодой – младше, старый – старше, глубокий – глубже.

Иногда при образовании сравнительной степени прилагательного используется другой корень (пример: плохой – хуже, маленький - меньше).

От прилагательных с суффиксом «-к-», имеющих краткую форму мужского рода на «-ок». Пример: громкий (громок) – громче; короткий (короток) – короче, низкий (низок) – ниже.

Следует запомнить – имена прилагательные в форме простой сравнительной степени не имеют окончаний и не изменяются!

Задание. Спишите пословицы, образовав сравнительную степень:

Слайд №11

1 ряд. Правда (светлый) солнца.

Старый друг (лучший) новых двух.

2 ряд Утро вечера (мудреный).

Дождливое лето (плохое) осени.

3 ряд Здоровье (дорогой) золота.

Трусливый друг (опасный) врага.

Составная сравнительная степень образуется с помощью частиц более и менее от полной формы положительной степени прилагательного (Пример: умный – более умный, сильный – менее сильный, красивый – более красивый, хитрый – менее хитрый).

Составная форма сравнительной степени прилагательных изменяется по родам, числам и падежам.

Превосходная степень прилагательных означает самую высокую степень признака предмета по сравнению с тем же признаком у других предметов

Превосходная степень прилагательных (как и сравнительная) бывает простая и составная.

Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов:

«-ейш-»: красивый – красивейший, умный – умнейший, сильный – сильнейший;

«-айш-»: мягкий – мягчайший, великий – величайший, строгий – строжайший;

«-ш-»: высокий – высший, низкий – низший.

Иногда при образовании превосходной степени прилагательного используется другой корень: хороший – лучший, плохой – худший.

Составная превосходная степень образуется с помощью частиц самый, наиболее и наименее от полной формы положительной степени прилагательного - большой – самый большой, красивый наиболее красивый, умный – наименее умный.

Прилагательные в превосходной степени изменяются по родам, числам и падежам.

Следующее испытание – цифровой диктант. Слайд №13,14

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Ветер дует нам в лицо (помахать руками на лицо)

Закачалось дерево (покачаться из стороны в сторону)

Ветер тише, тише, тише (присесть, помахать руками вверх, вниз)

Деревцо все выше, выше (потянуться вверх)

Работа с учебником. Упражнение №287(1). Один учащийся работает у доски.

Учитель: Перед вами текст. Почитать, определить основную мысль, подобрать

заголовок. Какой урок вы получили, читая текст?

(текст на каждой парте, учитель читает вслух)

Как к старикам наш мир жесток и скуп,

Но все свое имеет отраженье...

Отец на скатерть проливает суп,

У сына и невестки - отвращенье.

Он слеп и глух, так непонятна речь,

Чтоб не сидеть с ним за обедом близко -

Решили посадить его за печь,

И пищу ставить в деревянной миске.

Но вот однажды, их родной малыш,

Принес в избу от дерева кусочек.

А ну, скажи нам, Что ты мастеришь?

Порадуй-ка родителей, сыночек!

И мальчуган сказал такую речь,

Что в ней сумела истина открыться:

Состаритесь - Вас посажу за печь…

Я мастерю из дерева корытце.

Учитель: Молодцы. Вы успешно преодолели очередное препятствие лабиринта. Еще одно препятствие каждому из вас сейчас предстоит преодолеть, может быть, самое трудное, ведь мы подводим итоги урока, что узнали, чему научились, а что не запомнилось. Слайд №16

Тест-опрос по вариантам.

Время – 3 минуты. Вопросов – 5. За каждый правильный ответ – 2 балла.

Вариант 1.

    Найти ошибки в употреблении простой сравнительной степени:

а) Волга ширше Дона;

б) Сыр калача белее;

в) Простота хуже воровства.

    Составная сравнительная степень образуется с помощью слов:

а) наиболее, наименее;

б) более, менее;

в) самый.

    Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов

а) ейш, айш;

б) ее, е;

в) ше.

    Прилагательное в простой сравнительной степени в предложении является

а) дополнением;

б) сказуемым;

в) определением.

    От какого прилагательного не образуются степени сравнения:

а) школьный;

б) верный;

в) честный.

Вариант 2.

    Найти ошибки в образовании сравнительной степени прилагательных:

а) мягче;

б) наиболее мягче;

в) более мягкий.

    В каких словах правильно расставлено ударение:

а) красИвее;

б) свободнЕе;

в) удобнЕе.

    Укажите суффиксы простой сравнительной степени

а) ущ, ющ;

б) ее, ей, ше, е;

в) айш, ейш.

    Чем в предложении является прилагательное в форме простой сравнительной степени:

а) определение;

б) сказуемое;

в) подлежащее.

    Составная превосходная степень образуется с помощью слов:

а) более;

б) самый;

в) самый, наиболее, наименее.

Взаимопроверка теста (учащиеся обмениваются вариантами и проверяют по трафарету, выставляют баллы, критерии записаны на доске).

Домашнее задание Слайд №18

П.49 Упр.282(1) + фонетический разбор слова.

Подведение итогов урока.

Учитель: Удалось ли нам сотворить хороший урок и достойно выйти из лабиринта, получив заслуженные оценки. Назовите, пожалуйста, количество баллов, которые каждый из вас получил за тест-опрос (учащиеся по списку называют баллы).

Учитель: А теперь отметим самых активных участников.

Благодарю всех за урок.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашней работы.

III . Подготовка к восприятию новой темы.

IV . Новая тема.

V . Закрепление.

VI. Стадия рефлексии.

VII . Домашнее задание.



Игра «Карта бита»

Мне подарили белые ландыши.


Чистейшего снега, белейшего снега Зима отряхнула на рощу с разбега И, пухом легчайшим на солнце блистая, Пустила гулять по лесам горностая.

М. Дудин


Тема урока: «»

Давайте все сравнивать.

Коттедж больш е дома.

Тигр сильн ее котенка.

Такса меньш е овчарки.

Мед слащ е сахара.


Степени сравнения прилагательных

СРАВНИТЕЛЬНАЯ

ПРЕВОСХОДНАЯ

(сказуемое)

составная

составная

(определение, сказуемое)

  • ЕЕ (-ЕЙ)

НАИБОЛЕЕ

(НАИМЕНЕЕ)

более (менее) красивый

красив ейш ий;

наи лучший

красив ее;

красив ей;

самый красивый;

наиболее красивый

2-е слово изм-ся

по р., ч., п.

Не изм-ся

по р., ч., п.

Склоняются

«наиболее» не изм-ся

(определение)


Степени сравнения прилагательных

ПРЕВОСХОДНАЯ

СРАВНИТЕЛЬНАЯ

(сказуемое)

составная

(определение, сказуемое)

составная

НАИБОЛЕЕ

(НАИМЕНЕЕ)

  • ЕЕ (-ЕЙ)

более (менее) красивый

красив ейш ий;

наи лучший

самый красивый;

наиболее красивый

красив ее;

красив ей;

2-е слово изм-ся

по р., ч., п.

Склоняются

«наиболее» не изм-ся

Не изм-ся

по р., ч., п.

(определение)



СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Ж…в…писная мес…ность, ж…лищный …тдел, ш…рокое оз…ро, у…кая ш…нель, вкус…ный щ…вель, ч…дес…но с…бя ч……ствовать, ч…довищные щ…пальца, ч…чело, ч…йки, щ…ч…я пасть, прищ…рит…ся на со…нце.


ПРОВЕРКА

Ж и в о писная мес т ность, ж и лищный о тдел, ш и рокое оз е ро, у з кая ш и нель, вку сн ый щ а в е ль, ч у де сн о с е бя ч ув ствовать, ч у довищные щ у пальца, ч у чело ч а йки, щ у ч ь я пасть, прищ у рит ь ся на со л нце.


Работа по учебнику.

Упражнение 189. Спишите, образуя от имен прилагательных, данных в скобках, простую сравнительную степень. Подчеркните их как члены предложения. У каких прилагательных форма простой сравнительной степени образуется от другой основы.

Чем (далекий) в лес, тем (большой) дров. Здоровье (дорогой) богатства. Маленькое дело (хороший) большого безделья. Ум да здоровье всего (дорогой). Грозен враг за горами, а (грозный) – за плечами. Знай (большой), а говори (малый). В гостях хорошо, а дома (хороший). (Ранний) начнешь, (ранний) и поспеешь. После работы еда (вкусный).



А теперь поиграем в игру «Хвастунишка», которая поможет проверить, умеете ли вы образовывать формы степеней сравнения.

Например: я высокая – а я выше – а я самый высокий.

Старайтесь использовать разные формы степеней сравнения.

(Учитель называет положительную степень прилагательного,

учащиеся – другие формы.)

Я счастливая (ый)

Я умная Я красивая Я спокойная Я нежная Я добрая Я веселая



Образуйте простую форму сравнительной степени прилагательных.

Счастливый -

Прекрасный -

Громкий -

Крутой –


Образуйте простую и составную форму сравнительной степени прилагательных.

Ужасный -

Простой –

Прилежный -

Удобный -


Образуйте простую форму превосходной степени прилагательных.

Счастливый -

Прекрасный -

Сладкий -

Добрый –

Крупный -

Интересный -


Образуйте простую и составную форму превосходной степени прилагательных.

Отважный -

Вкусный -

Интересный -


Распределительный диктант

Сравнительная степень

Превосходная степень

красивейший

сильнейший

умнейший

величайший

тяжелейший

великолепнейший

кратчайший

строжайший


Игра «Эстафета» ( образовать простую сравнительную степень прилагательных)

Слабый, твердый, дорогой, резкий, сухой, жаркий, жесткий, молодой, богатый, крутой, простой, высокий, чистый, широкий, дешёвый, яркий, громкий, тонкий, густой, строгий, частый, легкий, полезный, сладкий, тихий.


Практические

вопросы

Простые вопросы

Уточняющие вопросы

объясняющие

вопросы

Оценочные вопросы

Творческие вопросы


2. Изменяются ли прилагательные в форме превосходной степени?





Кож…ая куртка


Лебед…ое озеро


Простая форма

сравнительной степени

С) красивее

А) самый красивый

С) красивее

Д) менее красивый

В) красивейший


Простая форма

превосходной степени

А) тончайший

А) тончайший

С) тоньше

В) самый тонкий

Д) менее тонкий


Составная форма

сравнительной степени

А) добрейший

С) добрее

Д) менее добрый

В) наиболее добрый

Д) менее добрый


Составная форма

превосходной степени

А) быстрее

С) менее быстрый

Д) наиболее быстрый

В) быстрей

Д) наиболее быстрый

Простая форма

сравнительной степени в

предложении является

А) сказуемое

А) сказуемое

С) дополнение

В) определение

Д) обстоятельство

Превосходная степень

прилагательного в предложении

является…

А) сказуемое

С) дополнение

В) определение

Д) подлежащее

А) определение

Простая форма превосходной

степени образуется с помощью

суффикса

А) –ейш-, -айш-

Д) –ейш-, - айш -

Степени сравнения

имен прил.

Примеры

Аккуратнее

Холодней

Самый прекрасный

Сладчайший

Здоровейший

Менее плохой

Наиболее тонкий

Наименее крепкий

Менее большой

Степени сравнения

имен прил.

Примеры

Аккуратнее

Простая форма сравнительной степени

Составная форма сравнительной степени

Холодней

Простая форма превосходной степени

Самый прекрасный

Сладчайший

Составная форма превосходной степени

Здоровейший

Менее плохой

Наиболее тонкий

Наименее крепкий

Менее большой

работу своих товарищей, используя разные формы

сравнительной и превосходной

степени сравнения прилагательных.

Как вы считаете, чью работу на уроке сегодня

необходимо оценить?

Давайте вспомним цель урока. - Они достигнуты? - Всё ли вы узнали о степени

сравнения? - У кого есть вопросы по теме урока?

Наш урок подходит к концу

Не забудьте записать домашнее задание.

Урок № 91 Русский язык в 6 классе

ТЕМА: «Степени сравнения имен прилагательных».

ЦЕЛЬ УРОКА:

Познакомить учащихся с понятием «степени сравнения имен прилагательных». Выработать навыки образования простой и составной формы сравнительной степени;

Развивать умение находить прилагательные в сравнительной степени, определять их роль в предложении;

Воспитывать патриотические чувства

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ : учебник, тетрадь для словарных работ, индивидуальные карточки, схемы – формулы.

ХОД УРОКА

I . Организационный момент.

II . Устная синтаксическая пятиминутка.

Яркие игрушки украшали елку, и от них в комнату будто лился веселый свет.

Составьте схему предложения.

Выпишите словосочетания «прилагательное + существительное», поставив их в начальной форме.

Что обозначают данные прилагательные? Может ли что – то быть ярче игрушек?

3. Запись с объяснением:

Яркий – ярче – ярчайший;

Веселый – веселей – веселее – самый веселый.

III . Работа по теме урока.

1. Запись на доске:

Скажите, какое прилагательное - красивый или красивее показывает, что признак проявляется в большей степени?

Итак, прилагательные могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную. Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей степени, чем в другом: Пейзаж был красивее предыдущего. Если же нужно показать, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку, то в таком случае используется превосходная степень имени прилагательного: Перед нами открылся красивейший пейзаж.

2.Выполнение упр. 281.

2. Составление схемы «Степени сравнения имен прилагательных»

3. Работа с учебником. Чтение теории § 49 на стр. 116-119.

Дополнить схему примерами простой и составной форм степеней сравнения.

Записать в тетрадь формулу, вставив пропущенные сведения:

4. Индивидуальные карточки:

1). Спишите, употребив прилагательные, данные в скобках, в простой форме сравнительной степени.

В детстве все было другим. (Яркий) было солнце (сильный) запах полей, (громкий) был гром, (обильный) дожди и (высокий) трава. И (широкий) было человеческое сердце, (острый) горе, и в тысячу раз была (загадочный) земля, родная земля - самое великолепное, что нам дано для жизни.

(По К. Паустовскому )

2). Запишите текст, раскройте скобки, образовав сравнительную степень имен прилагательных.

Некоторые во..бражают, что чем (высокий) поднимат(?)ся в воздух, тем становит(?)ся (теплый), но это (не)правда. Чем (высокий), (холодный). Почему это? А потому, что со(?)нце слабо нагр..вает воздух своими луч..ми, так как воздух очень прозрач(?)ный. Снизу воздух всегда (теплый). Со(?)нце нагр..вает землю своими луч..ми, воздух нагр..вает(?)ся от з..мли точно так же, как от г..ряч..й печ(?)ки. Нагретый воздух (легкий) холодного и поэтому поднимает(?)ся вверх. Чем (высокий) он поднимает(?)ся, тем(много) остынет. Поэтому на больш..й высоте всегда хол..дно.

(Н. Носов )

Динамическая пауза

5. Образуйте от прилагательных простую и составную формы сравнительной степени. Укажите прилагательные, которые не имеют степени сравнения.

Красный, бурный, плохой, важный, ужасный, голый, дорогой, мокрый, краткий, золотой.

Придумайте по одному предложению с прилагательным в форме сравнительной степени и в форме превосходной степени.

Подчеркните в них прилагательные как члены предложения.

6. Запись в раздел словаря «Говори правильно»: красИвее, свобОднее, удОбнее, спокОйнее.

Составить с данными словами предложения; определить роль прилагательных в сравнительной степени в придуманных предложениях.

IV . Подведение итогов урока.

Какие степени сравнения могут иметь прилагательные?

Простая форма сравнительной степени образуется путем прибавления к основе...

Составная форма сравнительной степени обычно образуется... .

V . Сообщение домашнего задания.

Выполнить упр. 283, 284.

VI . Выставление оценок за урок.

Урок № 91 Русский язык в 6 классе

ТЕМА: «Степени сравнения имен прилагательных».

ЦЕЛЬ УРОКА:

Познакомить учащихся с понятием «степени сравнения имен прилагательных». Выработать навыки образования простой и составной формы сравнительной степени;

Развивать умение находить прилагательные в сравнительной степени, определять их роль в предложении;

Воспитывать патриотические чувства

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ : учебник, тетрадь для словарных работ, индивидуальные карточки, схемы – формулы.

ХОД УРОКА

I . Организационный момент.

II . Устная синтаксическая пятиминутка.

Яркие игрушки украшали елку, и от них в комнату будто лился веселый свет.

Составьте схему предложения.

Выпишите словосочетания «прилагательное + существительное», поставив их в начальной форме.

Что обозначают данные прилагательные? Может ли что – то быть ярче игрушек?

3. Запись с объяснением:

Яркий – ярче – ярчайший;

Веселый – веселей – веселее – самый веселый.

III . Работа по теме урока.

1. Запись на доске:

Перед нами открылся красивый пейзаж.

Этот пейзаж был красивее предыдущего.

- Скажите, какое прилагательное - красивый или красивее показывает, что признак проявляется в большей степени?

- Итак, прилагательные могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную. Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей степени, чем в другом: Пейзаж был красивее предыдущего. Если же нужно показать, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку, то в таком случае используется превосходная степень имени прилагательного: Перед нами открылся красивейший пейзаж.

2.Выполнение упр. 281.

2. Составление схемы «Степени сравнения имен прилагательных»

3. Работа с учебником. Чтение теории § 49 на стр. 116-119.

- Дополнить схему примерами простой и составной форм степеней сравнения.

Записать в тетрадь формулу, вставив пропущенные сведения:

Основа прилагательного + суффиксы …= простая сравнительная степень

+ прилагательное = составная сравнительная степень

4. Индивидуальные карточки:

1). Спишите, употребив прилагательные, данные в скобках, в простой форме сравнительной степени.

В детстве все было другим. (Яркий) было солнце (сильный) запах полей, (громкий) был гром, (обильный) дожди и (высокий) трава. И (широкий) было человеческое сердце, (острый) горе, и в тысячу раз была (загадочный) земля, родная земля - самое великолепное, что нам дано для жизни.

(По К. Паустовскому )

2). Запишите текст, раскройте скобки, образовав сравнительную степень имен прилагательных.

Некоторые во..бражают, что чем (высокий) поднимат(?)ся в воздух, тем становит(?)ся (теплый), но это (не)правда. Чем (высокий), (холодный). Почему это? А потому, что со(?)нце слабо нагр..вает воздух своими луч..ми, так как воздух очень прозрач(?)ный. Снизу воздух всегда (теплый). Со(?)нце нагр..вает землю своими луч..ми, воздух нагр..вает(?)ся от з..мли точно так же, как от г..ряч..й печ(?)ки. Нагретый воздух (легкий) холодного и поэтому поднимает(?)ся вверх. Чем (высокий) он поднимает(?)ся, тем(много) остынет. Поэтому на больш..й высоте всегда хол..дно.

(Н. Носов )

Динамическая пауза

5. Образуйте от прилагательных простую и составную формы сравнительной степени. Укажите прилагательные, которые не имеют степени сравнения.

Красный, бурный, плохой, важный, ужасный, голый, дорогой, мокрый, краткий, золотой.

Придумайте по одному предложению с прилагательным в форме сравнительной степени и в форме превосходной степени.

Подчеркните в них прилагательные как члены предложения.

6. Запись в раздел словаря «Говори правильно»: красИвее, свобОднее, удОбнее, спокОйнее.

Составить с данными словами предложения; определить роль прилагательных в сравнительной степени в придуманных предложениях.

IV . Подведение итогов урока.

- Какие степени сравнения могут иметь прилагательные?

- Простая форма сравнительной степени образуется путем прибавления к основе...

- Составная форма сравнительной степени обычно образуется... .

V . Сообщение домашнего задания.

Выполнить упр. 283, 284.

VI . Выставление оценок за урок.

Урок русского языка в 6 классе.

Тема: Степени сравнения имен прилагательных.

Цель: усвоить значение прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Языковая разминка. Словарный диктант на грамматическую тему.

Записать слова в 2 колонки: 1 – слова с мягким знаком; 2 – без мягкого знака.

Горяч, плач, отрежь, палач, помощь, могуч, везешь, туч, хорош, возьмешь, зрелищ, стричь, крыш, намажь, смерч, беречь, речь, даешь, назначь, глушь, плачь.

Объясните написание.

Проверь себя.

Без мягкого знака

С мягким знаком

Горяч

плач

палач

могуч

хорош

зрелищ

крыш

смерч

Отрежь

помощь

везешь

возьмешь

стричь

намажь

беречь

речь

даешь

назначь

глушь

плачь

Без мягкого знака

С мягким знаком

Прил. кр.ф

Сущ. мн. ч

Глаг. инф.

Глаг.2 лиц.

Глаг. пов. н.

горяч

хорош

могуч

зрелищ крыш

смерч

палач

плач

беречь стричь намажь

возьмешь везешь

даешь

отрежь назначь

плачь

речь

глушь помощь

IV. Введение в тему.

Учитель читает сказку Феликса Кривина «Степени сравнения»

Степени сравнения

Превосходная степень, конечно, превосходит Сравнительную и не скрывает своего превосходства. Одно дело, если это дерево выше того, а другое - если оно самое высокое, высочайшее дерево. И сравнивать тут нечего, потому что это дерево выше всех. Разумеется, деревьев.

Потому что Превосходная степень выбирает для сравнения только себе подобных, общается только с себе подобными. Самый твёрдый металл - только среди металлов (алмазы уже не считаются). Красивейший пейзаж - только среди пейзажей (не вздумайте сравнивать его с красивой внешностью или красивым поступком). Превосходная степень признает только своих, и превосходство её - над своими.

Довольно скучный удел. Прямо-таки скучнейший (опять же - среди уделов).

Сравнительная степень живет веселей, у неё широкий круг общения. Дерево может быть выше куста и не считает это для себя унизительным. Оно может быть выше дома или столба. А студент может быть умнее профессора (тогда как самый умный студент - самый умный среди студентов).

Видимо, настоящее превосходство познаётся не в узком кругу своих, а в более широком общении. Да так и жить интересней. С этим себя сравнишь, с тем себя сравнишь - и сам станешь выше, умнее, красивее.

А когда ты самый красивый - в узком кругу и самый умный - в узком кругу... Рано или поздно наверняка обнаружится, что самое высокое дерево ниже не слишком высокого дома.

Запись темы в тетрадь, формулирование целей урока.

V. Открытие новых знаний.

1.Сравните дома по высоте.

Высокий - выше

2. А этот дом по сравнению с предыдущими?

Высочайший, (самый высокий).

3. Запишем эти слова.

Высокий - выше – высочайший (самый высокий).

- К акое прилагательное показывает, что признак проявляется в большей степени, чем в другом? (Выше)

Какое прилагательное обозначает самую высокую степень проявления признака? (Высочайший)

Где признак предмета сравнивается с другим? (Высокий – выше)

Как назовем такую степень? (Сравнительная)

Как назовем вторую степень, если известно, что она превосходит всех? (Превосходная)

Подберите к прилагательным в форме сравнительной и превосходной степени существительные м., ж., с., рода и мн. числа. Сделайте вывод.

Просклоняйте имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени по падежам. Сделайте вывод.

4. Работа с учебником. Сравните свои выводы с текстом учебника.

Что обозначает сравнительная степень прилагательных? Превосходная? Как изменяются прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени.

VI. Начало формирования умений.

1. Сравните тетрадь и книгу по толщине, куст и дерево по высоте.

Сравните по размеру озеро, море и океан.

2. Найдите признак, по которому различаются предметы. Сравните их. Составьте предложения, запишите.

Гранит и алмаз, месяц и неделя, газете и журнал, золото и серебро, скорый и пассажирский, учитель и ученик.

Найдите свои предметы для сравнения.

3. Закончите предложения, употребляя глагол становится.

С наступлением зимы дни...

При охлаждении вода...

Изучая науки, человек...

В полдень тени...

В старших классах домашнее задание...

4. Подберите к данным существительных прилагательные в форме превосходной степени.

Эверест, Амазонка, Тихий океан, Юпитер, мама, бабушка, отец, атом,

Для справок: высокий, длинный, великий, огромный, добрый, любимый, строгий, мелкий.

Выполните синтаксический разбор одного предложения. Сделайте вывод о роли прилагательных в форме превосходной степени

5. Записать предложения. Выполнить разборы, отмеченные цифровыми индексами. Сделать вывод о синтаксической роли имен прилагательных в форме сравнительной

Маленькое 2 дело лучше большого безделья 4 . Скупой богач 3 беднее щедрого бедняка 4 .

Упасть и сильный может, но кто встанет, тот сильнейший. Утро вечера мудренее. Доброе братство 1 сильнее богатства. Правда светлее солнца. Человеческое слово стрелы острее.

6. Творческая работа.

Выполняется дифференцированно.

Напишите мини-сочинение о зиме, о наступающем Новом годе, о зимних каникулах.

(Пришла зима. Дни становятся короче, небо ниже, ветер резче, воздух холоднее. Ночью небо кажется выше, а звезды ярче.

Скоро Новый год - самый веселый праздник. В детском парке будет установлена высочайшая ёлка. А вокруг неё появятся огромнейшие фигуры Деда Мороза, Снегурочки и других сказочных героев.

Детский парк – любимейшее место отдыха ноябрьской детворы.)

Вставьте имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени.

Пришла зима. Дни становятся..., небо..., ветер..., воздух.... Ночью небо кажется..., а звезды....

Скоро Новый год - ... праздник. В детском парке будет установлена... ёлка. А вокруг неё появятся... фигуры Деда Мороза, Снегурочки и других сказочных героев.

Детский парк – ... место отдыха ноябрьской детворы.

Замените имена прилагательные другими в форме сравнительной и превосходной степени.

Пришла зима. Дни становятся короткими, небо низким, ветер резким, воздух холодным. Ночью небо кажется высокими, а звезды яркими.

Скоро Новый год - веселый праздник. В детском парке будет установлена высокая ёлка. А вокруг неё появятся огромные фигуры Деда Мороза, Снегурочки и других сказочных героев.

Детский парк – любимое место отдыха ноябрьской детворы.

Составьте словосочетания, используя прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени.

VII. Итоги урока.

Что нового узнали на уроке?

Что обозначают прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени? Как изменяются? Роль в предложении?

VII. Домашнее задание.

Подготовить связный рассказ о прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени.

Написать грамматическую сказку о приключениях прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени.

Выписать из учебника литературы (или из художественной литературы) 5 предложений с прилагательными в форме сравнительной и превосходной степени.