Систематическое положение человека в органическом мире. Общие признаки человека и млекопитающих. Эволюция или внешнее вмешательство

Каково место человека в системе органического мира? На этот вопрос, казалось бы, давно дан ответ, который все чаще оспаривают и подвергают пересмотру.

Место человека в системе органического мира

Кратко можно сказать, что место человека строго определено в классификации органического мира. Он - представитель царства животные. В таблице представлены его ключевые ранги в иерархии биологического мира:

Есть несколько групп доказательств того, что человек - животное и от них произошел.

Животное происхождение человека

В пользу этого говорят:

    Сравнительно-анатомические доказательства: похожее строение клеток, расположение органов, рудименты и атавизмы у человека.

    Эмбриологическое доказательство: внутри утробы на начальном этапе развития младенец похож на детенышей некоторых животных. Это называется закон Бэра, и, если кратко, он постулирует: чем младше зародыш, тем меньше у него видовых особенностей.

    Физиологическое сходство (дыхание, питание и т. п.) человека и животного.

    Схожий хромосомный аппарат.

Есть физиологические особенности человеческого вида, которые свидетельствую, что место человека в системе органического мира среди животных:

    Прямохождение, сводчатость стопы, развитая мускулатура нижних конечностей.

    Строение позвоночника с 4 изгибами.

    Подвижные кисти рук.

    Объем мозга и, соответственно, высокая организация поведения.

    Бинокулярное зрение.

    Плодовитость ограничена: одна самка в норме вынашивает один плод.

Все эти видовые и физиологические особенности вывели человека на новую ступень эволюции.

Антропогенез и становление человечества

Антропогенез (часть эволюции, что привела к возникновению человека) начался от гоминидов. Человеческое общество получило право так называться и перестало быть стадом около 50 тысяч лет назад, когда неоантропы (кроманьонцы) образовали новый вид Homo sapiens.

Последующее развитие людей стали определять социальные, экономические и религиозные законы. Прогресс начал идти вопреки биологической природе. Чтобы быть членом общества нельзя вести себя как зверь и подчиняться инстинктам. Место и особенности человека в системе органического мира оказались таковы, что само право называться биологическим видом поставлено под сомнение.

Что выделяет человека из органического мира

Есть целый ряд высокоразвитых организмов (например, слоны или дельфины), что же выделяет на их фоне человека? Высокая социальная составляющая жизни людей: их созидательная функция, знания, труд, сознание, речь. Все это выносит место человека в системе органического мира за обычные рамки, доступные другим животным.

Принципиальные отличия человека от органического мира

Место человека в системе органического мира и его биосоциальная природа иногда противоречат друг другу. Человек не ведет себя как животное в нескольких случаях:

  1. Ему свойственно абстрактное мышление.
  2. Планирование семьи, а не бесконтрольное размножение, согласно инстинкту.
  3. Сознание (не просто высокоразвитый мозг, как у дельфинов, например, не только во всех смыслах слова большой мозг).
  4. Речь.
  5. Человек - это часть общества. Люди сосуществуют в искусственно созданной ими среде обитания.

Эти пять пунктов отражают социальную природу человека.

Абстрактное мышление

Абстрактное мышление - это присущая только человеку способность. Благодаря ему, место человека в системе современного органического мира уникально. После ряда повторений определенных действий и их последствий многие животные (особенно, приматы) демонстрируют образное мышление. Они способны запомнить образ, особенно, если голодны, а представить надо пищу. Но следующая ступень, абстрактное мышление, им не доступно. Представить и запомнить, сделать вывод и выделить обобщающий признак того, чего не существует, что нельзя потрогать или понюхать, они не способны.

Накопление опыта, абстрактные выводы, умение находить выходы из различных ситуаций, анализировать и, исходя из этого, принимать решение и предпринимать действия, рассуждать, обобщать понятия - привилегия людей.

В данной статье нет цели подробно разбирать понятие абстрактное мышление, но стоит привести пример того, какая пропасть отделяет от людей одних из ближайших родственников - обезьян шимпанзе. Они принадлежат к семейству гоминиды. Характерный эксперимент над ними проводился в лаборатории им. И.П. Павлова в Колтушах под Санкт-Петербургом.

Шимпанзе Рафаэль должен был, чтобы полакомиться, потушить горящий перед едой огонь на выступе полки. Он довольно быстро научился использовать для этой цели чашку и воду, которую ему предлагали в баке и других емкостях. Потом на озере на двух плотах, связанных шаткой переправой, поставили на одном еду (как всегда за огнем), а на другом чашку и бак с водой. Шимпанзе из раза в раз предпочитал совершить сложную переправу, чтобы зачерпнуть в баке, но игнорировал целое озеро воды. Стало ясно, что он не может обобщить это понятие. Вода для него привязана к образу бака. Ради справедливости к Рафаэлю стоит добавить, что, когда воду из бака убрали, в конце концов, пусть и случайно, он зачерпнул воду из озера и, потушив огонь, получил лакомство.

Созидание

Место человека в системе органического мира уже вся планета. Люди не живут строго в пределах места рождения, а подстраивают выбранное место жизни под свои нужды. И не всегда это максимально комфортная среда обитания. Но люди ее преобразуют. Это -простейшее созидание, отвечающее за покрытие насущных нужд, но которые возникли в результате осознанного выбора жизни в неподходящей среде. Люди в прямом смысле идут против биологического отбора. Не ищут максимально легкие ареалы обитания, а приспосабливают очень неподходящие.

Есть созидание творческое. Желание оставить след в истории, повлиять на окружающий мир, а не просто прокормиться.

Речь

Еще один признак абстрактного мышления человека - речь. Даже сама ее возможность. Когда неким естественным явлениям присваивается конкретное (и, кстати, абстрактное) понятие - слово и его смысловое значение. Оно не связано напрямую с тем, как и что воспринимают органы чувств в конкретный отрезок времени здесь и сейчас. Образ, который каждый человек формирует о предметах, конечно, несет в себе информацию-воспоминания о весе, температуре и прочих ассоциациях. Но с помощью слов описывают и несуществующие объекты, те, что руками не потрогать. Любимые примеры ученых - любовь или математические термины. Как описать понятие семь?

Человек - просто высокоразвитое животное

Этот проблемный вопрос. Рассмотрены доказательства животной природы и происхождения человека. Как утверждает биология, место человека в системе органического мира. Есть антропологические факторы, которые до некоторой степени объясняют, как физиологические особенности в результате могли повлиять на становление высокоразвитого индивида и человеческого общества. Но есть длинный ряд социальных факторов, которые ставят человека на другую ступень. Можно ли говорить об отдельном пятом царстве органического мира? Или продолжать выдвигать теории на тему: откуда пошел наш род? Душа - это отдельная от тела материя или это физиологические процессы, которые имитируют сознание, но остаются химией?

Чтобы примирить противоположности принято говорить о биосоциальной природе человека.

Школьная программа пока не отошла от строгой ориентированности на эволюцию. Учителя биологии и зоологии не всегда грамотно подчеркивают, что Дарвин лишь выдвинул теорию. Она популярна, но не обоснована неопровержимыми доказательствами. Наоборот, остается еще много вопросов, белых пятен и аргументов против.

Хотя основные постулаты этой теории - обязательная часть школьной программы, и необходимо их знать, чтобы быть образованным человеком с широким кругозором. Но что говорит против теории происхождения видов, кроме того, что социальная природа человека ярко выражена, а мышление уникально?

Теория происхождения видов Дарвина: главные аргументы против

Как сам Дарвин и его современники утверждали: идея эволюции носилась в те времена в воздухе. Гений самого знаменитого натуралиста, автора “Происхождения видов” в том, что он сформулировал, как из малого через миллиарды лет проистекает большое. Выживает не сильнейший, а наиболее приспособленный к постоянным изменениям окружающей среды. Это и есть краткая формулировка естественного отбора.

Противники дарвинизма обращаются к понятию несократимая сложность. Многие организмы не могли в процессе эволюции постепенно формировать (вследствие мутаций) преимущества, которыми они обладают на данном этапе развития и благодаря которым выжили в определенной среде обитания, иначе говоря, прошли естественный отбор.

Другой главный аргумент против теории эволюции - это информационная сложность хромосом и, как следствие, молекулы ДНК. Столь упорядоченная и длинная цепь не могла быть получена случайно даже за миллиарды миллиардов лет. К тому же при огромном возрасте Земли и обнаруженных ископаемых, датируемых самыми разными периодами, не обнаружено достаточное количество недостающих звеньев, переходных форм жизни, которые теория эволюции предполагает в большом объеме между всеми видами.

Вопрос происхождения самым тесным образом связан с местом человека в системе органического мира и его роли. Возможно, именно социальная составляющая жизни людей определяющая. Она налагает на человечество ответственность за всю биосферу. Роль, место человека в системе органического мира даны ему не зря - чтобы оберегать и разумно распоряжаться планетой, независимо от того, являются ли люди частью экосистемы, или просто похожи на другие биологические организмы, но имеют высшее происхождение и цель существования.

Тело современного человека формировалось в ходе эволюции миллионы лет. За это время человечество научилось изготавливать орудия труда, строить жилища, жить обществом. Поэтому место человека в системе органического мира определяется не только биологическими, но и социальными функциями.

Классификация человека

Современная классификация человека выглядит следующим образом:

  • Надцарство - Ядерные (Эукариоты)
  • Царство - Животные
  • Подцарство - Многоклеточные
  • Тип - Хордовые
  • Подтип - Позвоночные
  • Класс - Млекопитающие
  • Подкласс - Настоящие звери (Терии)
  • Инфракласс - Плацентарные
  • Отряд - Приматы
  • Подотряд - Высшие приматы
  • Инфраотряд - Узконосые обезьяны
  • Семейство - Гоминиды
  • Род - Люди (Homo)
  • Вид - Человек разумный
  • Подвид - Homo sapiens sapiens

Человек относится к гоминидам, т.е. человекообразным, прогрессивным обезьянам, о чём свидетельствует ряд общих признаков:

  • аналогичные пропорции тела;
  • относительно крупный мозг;
  • хорошо развитый лицевой отдел черепа, мимика;
  • схожее строение ушных раковин;
  • наличие подвижных мясистых губ;
  • аналогичное строение зубов;
  • пятипалые конечности, большой палец противопоставлен всем остальным;
  • плоские ногти;
  • папиллярные узоры;
  • отсутствие хвоста;
  • отсутствие волос на внутренней стороне стоп и ладоней;
  • аппендикс;
  • бинокулярное зрение;
  • сходные заболевания;
  • сходство групп крови;
  • низкая плодовитость (один-два детёныша) и длительный период детства;
  • социальный образ жизни.

Рис. 1. Внешнее сходство человека и обезьяны.

Геном человека и шимпанзе отличается всего лишь на 1,2 %, т.е. почти на 99 % человек является родственником шимпанзе. Однако такая несущественная разница позволяет развиться шимпанзе только до уровня 4-летнего ребёнка.

Сходства и различия с животными

Говоря кратко о месте человека в системе органического мира, следует разграничить его биологическую и социальную роли. Человек имеет естественные потребности (сон, еда, спаривание), но при этом способен контролировать свои желания, учиться, заниматься творчеством.

Несмотря на то, что человечество - животный вид, в ходе развития человек приобрёл уникальные анатомические и социальные качества. В таблице приведены сходства и различия человека и других млекопитающих.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Сходство

Отличие

  • Остевой скелет;
  • схожее строение и расположение систем органов;
  • парные сегментарные жаберные щели в глотке;
  • молочные железы;
  • волосяной покров;
  • диафрагма;
  • дифференциация зубов на резцы, клыки, коренные;
  • слуховые косточки;
  • ушная раковина;
  • губы;
  • нижнее и верхнее веки с ресницами;
  • многочисленные кожные железы;
  • 7 шейных позвонков;
  • внутриутробное развитие, образование плаценты;
  • эмбриональное сходство (хорда располагается между нервной трубкой и кишечником);
  • постоянная температура тела
  • Полное прямохождение;
  • S-образный позвоночник, уменьшающий нагрузку при ходьбе;
  • сводчатая стопа;
  • хорошо развитая кора головного мозга;
  • подвижные пальцы, позволяющие совершать точные движения;
  • способность к длительному мышлению и решению сложных задач;
  • развитая речь;
  • создание социальной, искусственной среды;
  • сознательная, целенаправленная творческая деятельность;
  • самосознание, рефлексия (анализ своих действий, мыслей, переживаний)

Рис. 2. Мозг человека и других млекопитающих.

На принадлежность человека к животному царству указывают атавизмы - спонтанно проявляющиеся признаки, присущие предкам, и рудименты - органы, утратившие своё значение. К атавизмам относятся обильный волосяной покров по всему телу, включая лицо, хвост, многососковость, ярко выраженные клыки. К рудиментам - аппендикс, третье веко, мышцы ушных раковин.

Рис. 3. Гипертрихоз - избыточное оволосение.

Что мы узнали?

По классификации человек относится к приматам, высшим обезьянам - гоминидам. Об этом свидетельствует схожие черты с другими гоминидами. Несмотря на принадлежность человека к животному царству, имеются существенные различия, связанные с более сложным строением мозга.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 18.

, атавизмы , рудименты , эмбриологические , болезни , хордовые , позвоночные , гоминиды , люди

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Педагогическая технология: модульное обучение.

Методы и приёмы: сотрудничество в малой группе, самостоятельная работа с текстом и рисунками учебника.

Оборудование: учебник под ред. Д. В. Колесова, методички для учащихся, бланки таблиц, листочки бумаги, простые карандаши, рабочие тетради.

Цели урока: образовательная: сформировать знания о родстве человека с животными; научить объяснять родство человека с животными; развивающая: совершенствовать умения самостоятельной работы с учебником; воспитательная: развивать умения общения друг с другом и учителем; продолжить формирование навыков самооценки.

План урока

1. Организационный момент.

2. УЭ - 0. Постановка познавательной задачи.

3. УЭ - 1. Входной контроль.

4 . УЭ - 2. Изучение нового материала на основе знаний из предыдущего курса биологии животных.

5. УЭ - 3. Изучение и первичное закрепление изученного материала.

6. УЭ - 4. Выходной контроль.

7. УЭ - 5. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. УЭ - 0. Постановка познавательной задачи.

Учитель. У вас на столах лежат методические пособия (Приложение 1). Ознакомьтесь с информацией, которая дана в методичке. Как вы думаете, какую информацию можно извлечь из неё?

Ученики. Методическое пособие является инструкцией к данному уроку. Можно узнать, что мы будем изучать на уроке, в какой последовательности, вид работы, цели каждого этапа. Можно будет оценить свою работу.

Учитель. Ознакомьтесь с содержанием учебного элемента – 0. У вас есть вопросы по цели урока? Вам понятно, какие знания и умения будут формироваться на этом уроке? Если всё понятно, то приступаем к решению задачи учебного элемента–1. Ознакомьтесь с содержанием учебного элемента – 1. Какие вопросы у вас возникли?

Если вопросов нет, выполняйте по инструкциям задания.

Цель данного этапа урока: вспомнить методы доказательства родства живых организмов.

Записать в тетрадях дату и тему урока. Прочитать и выполнить задание: установите соответствие между наукой и предметом её изучения. Ответ записать в виде последовательности букв, каждую букву отделять запятой. Форма работы - индивидуальная. Записи в тетрадях. Время выполнения задания - 5 мин.

1. Анатомия

2. Физиология организмов

3. Эмбриология

Предмет науки

А. Функции органов и организма

Б. Изучение зародышевого развития

В. Строение органов и организма

Учитель. Обратите внимание на экран. Вы видите правильный ответ на вопрос. Проверьте каждый свою работу. Правила оценивания работы даны в вашей методичке. Баллы запишите в тетрадь. За правильный ответ 2 балла. Если выполнено 50% работы, то 1 балл.

УЭ – 1. В, А, Б

Учитель. Приступайте к выполнению заданий следующего этапа учебного элемента–2.

Цель: определить методы, с помощью которых установлена принадлежность человека к определённым систематическим группам.

2. Проанализировать прочитанное.

4. Подготовиться к защите работы.

Форма работы: сотрудничество в малой группе. Распределить следующие роли: командир, секретарь, консультанты. Выбрать задание согласно выполняемой роли.

Создаются группы по желанию. Учитель должен контролировать распределение учеников по группам, так как по составу группы должны быть примерно одинаковы. Время, затрачиваемое на создание групп – 1-2 минуты.

Заполнить таблицу, приведённую в приложении 2 простым карандашом. Продолжительность работы – 15 минут.

Учитель. Внимание. Переходим к следующему этапу работы на уроке.

Цель: обосновать выбор методов доказательства родства человека с животными.

1. Назвать методы доказательства родства человека с животными.

2. Объяснить выбор.

Ответ группы оценивается учителем по пятибалльной шкале. Работа фронтальная.

Каждая группа отвечает на вопрос об определённой систематической группе по цепочке. Эталоны ответов приведены в таблице.

Методы доказательства родства человека с различными группами животных

Систематическая группа животных

Методы доказательства родства человека с животными

Обоснование

1. Царство Животные Сравнительно - анатомические Атавизмы, рудименты
2. Тип Хордовые Эмбриологические Сходство эмбрионов
3. Подтип Позвоночные Сравнительно - анатомические Сходство строения скелета, кровеносной и нервной систем
4. Класс Млекопитающие Сравнительно - анатомические,

физиологические

Сходство строения лёгких, сердца, наличие диафрагмы, постоянная температура тела, вскармливание грудного ребёнка молоком, вынашивание плода в матке
5. Отряд Приматы Сравнительно - анатомические Сходство строения: плоские ногти, пятипалая конечность, строение кисти руки
6. Семейство Гоминиды Физиологические Одинаковые болезни
7. Род Человек Сравнительно - анатомические,
8. Вид Человек разумный

(все люди к одному виду)

Сравнительно - анатомические,

физиологические, эмбриологические

Сходство строения, функций органов, зародышевого развития

Учитель. Ознакомьтесь с целями и заданиями учебного элемента-4. Прочитайте внимательно инструкцию по оформлению ответа. Есть вопросы по оформлению ответа? Если вопросы отсутствуют, приступайте к работе.

Цель: выполнить проверочную работу. Продолжительность работы – 4 минуты. Форма работы – индивидуальная.

1. Выполнить задание по вариантам.

Отметьте знаком “+” верные утверждения, а знаком “-” – неверные. Ответ оформите в виде последовательности математических знаков.

1. Человек относится к типу Хордовые.

2. Человек относится к типу Позвоночные.

3. Вид Человек разумный – это один из видов царства животных.

4. Рудименты – это пример сравнительно – анатомической группы доказательств родства человека с животными.

5. Современный человек относится к виду Человек разумный.

1. Человек относится к отряду Приматы.

2. Человек относится к подтипу Позвоночные.

3. Человек относится к классу Позвоночные.

4. Атавизмы – это один из примеров сравнительно – анатомической группы доказательств родства человека с животными.

5. Наличие диафрагмы – одно из доказательств принадлежности человека к классу Млекопитающие.

Ученики. Выполняют задание.

Учитель. Внимание. Работу заканчиваем. Проверяем работу. За каждый правильный ответ – 1 балл. Правильные ответы даны на доске.

УЭ – 4. Вар.1. + - +++; Вар. 2. ++- ++

Учитель. Выполните задания последнего этапа урока.

2. Выбрать домашнее задание по таблице.

Оценки за урок и домашнее задание

Домашнее задание

Молодцы! Подготовьте сообщение

Имеет свои особенности. Связаны они с биосоциальной основой Человека разумного.

Человек: систематика

С одной стороны, человек является объектом живой природы, представителем Царства Животные. С другой - это социальная личность, которая живет по законам общества и строго подчиняется им. Поэтому современной наукой систематика человека и особенности его происхождения рассматриваются как с биологической, так и с социальной позиции.

Систематика человека: таблица

Представители таксонов, к которым принадлежит современный человек, имеют ряд сходных черт строения. Это является доказательством наличия их единого предка и общего пути эволюции.

Таксономическая единица Черты сходства и характерные признаки
Тип Хордовые Формирование на начальных этапах развития зародыша хорды и нервной трубки
Подтип Позвоночные

Формирование внутреннего которого является позвоночник

Класс Млекопитающие Выкармливание детенышей молоком, наличие диафрагмы, дифференцированных зубов, легочного дыхания, теплокровность, внутриутробное развитие
Отряд Приматы Пятипалые конечности, противопоставление большого пальца остальным, идентичность 90 % генов шимпанзе
Семейство Гоминиды Развитие головного мозга, способность к прямохождению
Род Человек Наличие сводчатой стопы, свободная и развитая верхняя конечность, наличие изгибов позвоночника, членораздельная речь
Вид Человек разумный Интеллект и абстрактное мышление

Тип Хордовые

Как видите, место человека в систематике четко определено. Гетеротрофный тип питания, ограниченный рост, способность к активному передвижению определяют его принадлежность к Царству Животные. А вот по особенностям является представителем К этой систематической единице также относятся классы Костные и Хрящевые рыбы, Пресмыкающиеся, Земноводные и Птицы.

Как такие разные организмы могут относиться к одному типу? Все дело в их эмбриональном развитии. На ранних стадиях у них закладывается осевой тяж - хорда. Над ней формируется нервная трубка. А под хордой - кишечник в виде сквозной трубки. В глотке находятся жаберные щели. По мере развития эти зачаточные структуры у человека претерпевают ряд метаморфоз.

Из хорды развивается позвоночник, из нервной трубки - спинной и головной мозг. Кишечник приобретает сквозную структуру. Жаберные щели в глотке зарастают, в результате чего человек переходит к легочному дыханию.

Классс Млекопитающие

Типичным представителем класса Млекопитающие является человек. Систематика относит его к этому таксону не случайно, а по целому ряду характерных признаков. Подобно всем представителем млекопитающих животных, человек выкармливает своих детенышей молоком. Это ценное питательное вещество вырабатывается в специализированных железах.

Систематика человека разумного относит его к группе плацентарных млекопитающих. Во время внутриутробного развития этот орган связывает организм матери и будущего ребенка. В плаценте их кровеносные сосуды переплетаются, между ними устанавливается временная связь. Результатом такой работы является осуществление транспортной и защитной функций.

Сходство человека с другими представителями млекопитающих заключается также в особенностях строения систем органов и протекании физиологических процессов. К ним относится ферментативное пищеварение. Биологически активные вещества выделяются печенью, слюнными и поджелудочной железой. Общей чертой является и наличие дифференцированных зубов: резцов, клыков, больших и малых коренных.

Наличие четырехкамерного сердца и двух кругов кровообращения обусловливает теплокровность человека. Это означает, что температура его тела не зависит от данного показателя в окружающей среде.

Вид Человек разумный

Согласно самой распространенной гипотезе, человек и некоторые виды современных обезьян имеют одного предка. Этому есть ряд доказательств. Семейство Гоминиды характеризуется важным признаком - прямохождением. Эта черта, безусловно, была связана с изменением образа жизни, что привело к высвобождению передних конечностей и развитию руки как органа труда.

Процесс становления современного вида проходил в несколько стадий: древнейшие, древние и первые современные люди. Эти фазы не сменяли друг друга, а определенный период сосуществовали и конкурировали между собой.

Древнейшие, или обезьянолюди, умели самостоятельно изготавливать орудия труда из камней, добывать огонь, жили первичным стадом. Древние, или неандертальцы, общались с помощью жестов и зачаточной членораздельной речи. Их орудия труда были еще и костяными. Современные люди, или кроманьонцы, сооружали собственное жилье или жили в пещерах. Они шили одежду из шкур, знали гончарное дело, приручали животных, выращивали растения.

Человек, систематика которого определяется совокупностью анатомии, физиологии и поведенческих реакций, является результатом длительных эволюционных процессов.

Появление человека как биологического вида - это результат длительного эволюционного процесса и связано с историческим развитием животного мира. Человек в себе сочетает принципиальные черты строения и жизнедеятельности, которыми характеризуются животные. Но в отличие от них он обладает значительными особенностями, в том числе высокоразвитым мышлением, сознанием, творческой активностью, членораздельной речью, которые возникли в результате трудовой деятельности человека и его социальных отношений. Анатомические и физиологические особенности современного человека выделяют его в особый биологический вид - Человек разумный (Homo sapiens).

Кроме признаков общих с животными человек обладает присущими только ему особенностями строения:

  • прямохождение;
  • позвоночник с четырьмя изгибами;
  • сводчатая стопа с сильно развитым первым пальцем;
  • очень подвижный скелет руки, и особенно кисти;
  • очень подвижный плечевой сустав, допускающий вращательные движения с размахом почти 1800 ;
  • расположение таза под углом 600 к горизонтальной плоскости;
  • сильно развитая мускулатура нижних конечностей;
  • большой объем мозгового черепа по сравнению с лицевым отделом черепа;
  • мощно развитые большие полушария головного мозга с большой площадью коры (около 2400см2);
  • бинокулярное зрение;
  • ограниченная плодовитость;

44. Соотношение биологических и социальных факторов в становлении человека на различных этапах антропогенеза. Значение биологического наследства человека для социального развития и определения здоровья людей.

Обычно выделяют следующие этапы эволюции человека:

1. Древнейшие стадии гоминизации - происхождение рода Homo.

2. Эволюция рода Homo до возникновения современного человека.

3. Эволюция современного человека.

Первый этап антропогенеза есть чисто биологическая эволюция. На втором этапе к элементарным факторам биологической эволюции подключается действие социального фактора, который на третьем этапе является доминирующим.

Стадия антропогенеза

1. Человек умелый – Homo habilis высокоразвитый австралопитек или первый представитель рода Homo.

Первое существо, сознательно изготовившее орудия труда и охоты: первые ещё грубо обработанные каменные гальки неоднократно находили вместе с останками этого существа. Именно Человек умелый перешагнул невидимую границу, отделяющую род Homo от всех других биологических существ - он сделал первый шаг по пути подчинения себе окружающей природы. Орудия, которые делал Человек умелый, почти все быликварцевые, а кварц в местах стоянок этих людей не водился. Они приносили его с расстояния от 3 до 15 км. Это доказывало, что Человек умелый действительно был человеком. Он заранее подбирал камень для своих орудий. Ни одно из животных не только не подбирает сырьё для своих орудий, но и вообще не додумывается раскалывать камень, чтобы сделать его острым, превратить в орудие. Однако в отличие от более поздних видов Homo, небережно относились к изготовленным собой орудиям труда, и после использования попросту выбрасывали их. Учёные провели серию исследований и пришли к выводу, что кисть Человека умелого была способна к труду. Она обладала силовым захватом большей мощности. Ни у одной обезьяны таких способностей нет. При этом самый древний из представителей нового рода, Australopithecus anamensis, произошёл непосредственно от Ardipithecus ramidus 4,4-4,1 миллиона лет назад, а 3,6 миллиона лет назад дал начало Australopithecus afarensis, к которому принадлежит знаменитая Люси.

2.Архантропы (древнейшие люди): Человек прямоходящий – Homo erectus (питекантроп, синантроп), От своих предшественников человек прямоходящий отличался ростом, прямой осанкой, человеческой походкой. Средний рост синантропов составлял около 150 см у женщин и 160 см у мужчин. Рука была более развитой, а стопа приобрела небольшой свод. Кости ног изменились, бедренный сустав сдвинулся к центру таза, позвоночник получил некоторый изгиб, что уравновешивало вертикальное положение туловища. Исходя из этих прогрессивных изменений в телосложении и росте древнейший человек и получил свое название - человек прямоходящий.

3. Гейдельбе́ргский челове́к (лат. Homo heidelbergensis) - ископаемый вид людей, европейская разновидность человека прямоходящего и непосредственным предшественником неандертальца. Представитель архантропов. Обнаружена ниж. челюсть (массивная, без подбородочного выступа, в целом сходная с обезьяньей) с полным наборов зубов, к-рые как по размерам, так и по форме и строению близки к человеческим. Обычно Г. ч. объединяют с питекантропами, синантропами и др. древнейшими людьми в один вид - человек прямоходящий (Homo erectus).

Речь (примитивная, состоящая из отдельных выкриков). Наличие при этом речевых центров, возникших впервые у Н. habilis, предполагает и развитие второй сигнальной системы. в этих адаптациях значительную роль играли наряду с факторами биологической эволюции также и социальные факторы: совместное изготовление укрытий, орудий труда и использование огня.

4.Палеоантропы (древние люди) Человек неандерталец – Homo neanderthalensis

Рассматривают как подвид человека разумного (Homo sapiens neanderthalensis)

Речь (продвинутые формы типа лепета). Сложные формы коллективной деятельности (загонная охота), забота о ближних. Добывание огня. Для них были характерны плотное мускулистое сложение при небольшом росте (160-163 см у мужчин), массивный скелет, объемистая грудная клетка, чрезвычайно высокое отношение массы тела к его поверхности, что уменьшало относительную поверхность теплоотдачи. Эти признаки могли быть результатом отбора, действовавшего в направлении энергетически более выгодного теплообмена и увеличения физической силы. Неандертальцы имели крупный, хотя еще и примитивный мозг (1400-1600 см3 и выше), длинный массивный череп с развитым надглазным валиком, покатым лбом и вытянутым «шиньонообразным» затылком; очень своеобразно «неандертальское лицо» - со скошенными скулами, сильно выступающим носом и срезанным подбородком.

5.Неоантропы (новые люди) Человек разумный – Homo sapiens (кроманьонец)

Настоящая речь, мышление, искусство. Развитие сельского хозяйства, ремесел, религии. Ископаемые люди имели несколько более массивный скелет, чем современные люди. Древние люди создали богатую культуру (разнообразные орудия из камня, кости и рога, жилища, шитую одежду, полихромную живопись на стенах пещер, скульптуру, гравировку на кости и роге). Необычайно быстрый процесс расселения современного человека, что может быть доказательством «взрывного», скачкообразного характера антропогенеза в этот период как в биологическом, так и в социальном смысле. С возникновением человека современного физического типа роль биологических факторов в его эволюции свелась к минимуму, уступив место социальной эволюции.

Человек разумный (Homo sapiens) представляет собой уникальную жизненную форму, соединяющую биологическую и социальную сущности. Жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах , закономерностях обмена веществ и энергии, обусловленных морфофункциональными особенностями организма, которые обеспечивают адаптацию к окружающей среде.

В то же время биологическая сущность проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. В процессе антропогенеза формировалась социальная сущность человека как система материальных и духовных факторов, межчеловеческих и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности. Социальный фактор оказывает существенное влияние на жизнедеятельность человека, на его здоровье.

Процесс индивидуального развития человека базируется на информации двух видов:

Первый вид представляет собой биологически целесообразную информацию, которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирована в виде генетической информации в ДНК (универсальный для всех живых организмов механизм кодирования, хранения, реализации и передачи информации из поколения в поколение). Благодаря этому в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от других живых организмов.

Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, которые приобретаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития человеческого общества. Освоение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и жизни в социуме. Данная особенность человека определяется понятием социальной наследственности, присущей исключительно человеческому обществу.

Различают индивидуальное здоровье (человека) и коллективное здоровье (семьи, профессиональной группы, социального слоя, населения). Здоровье человека давно стало не только его личной проблемой, но и критерием жизни в различных странах мира.

Основными показателями удобства и достатка человеческой жизни являются:

♦ состояние системы здравоохранения;

♦ санитарные условия и окружающая среда;

♦ процент истощенных малолетних детей;

♦ отношение к женщине в обществе;

♦ уровень грамотности населения;

♦ организация родовспоможения.

Здоровье населения определяют и социальные факторы:

♦ защищенность населения (политическая, правовая, юридическая);

♦ реализация прав на труд, образование, здравоохранение, отдых, информацию и др.;

♦ характер питания (его достаточность и полноценность);

♦ реальная заработная плата и условия труда;

♦ жилищные условия и т. д.