Окончание е пишется у существительных 1 склонения. §1.2. Падежные окончания имен существительных. Что такое склонение


Окончания существительных первого склонения единственного числа
  1. Особое внимание обратите на склонение имен и отчеств, стоящих рядом. Они могут относиться к разным типам склонения. Например, Мария Ивановна: имя Мария будет склоняться как существительное на -ия, а отчество Ивановна - как существительное на -а: нет Марии Ивановны, к Марии Ивановне, Марию Ивановну, Марией Ивановной, о Марии Ивановне.
Окончания существительных первого склонения множественного числа
  1. В родительном падеже существительные на -ня могут иметь на конце ъ и могут его не иметь: это зависит от буквы, предшествующей -ня. Если перед -ня стоит гласная, то в родительном падеже пишется ь: яблонь (ябло ня), богинь (боги ня), разинь (рази ня), гордынь (горды ня), гусынь (гусы ня), святынь (святы ня), нянь (ня ня). Если перед -ня стоит согласная, то ь на конце слова не пишется: вишен (виш-ня), ставен (став ня), каменоломен (каменолом ня), винокурен (винокур ня), башен (баш ня).
Исключения: барышень, боярышень, деревень, кухонь.
  1. У существительных женского рода на -а (кожа), в родительном падеже оканчивающихся на шипящую (кож), буква ь не пишется: барж (баржа), краж (кража), лыж (лыжа), тысяч (тысяча), галош (галоша), тёщ (тёща) и др.
  2. Слова на -ия (линия, мелодия) и слова на -ъя (если ударение падает на основу слова: певунья, колдунья) в родительном падеже оканчиваются на -ий: линий (линия), мелодий (мелодия), дивизий (дивизия), комиссий (комиссия), аудиторий (аудитория), операций (операция), оладий (олйдъя), эскадрилий (эскадрилья), гостий (гбстъя), плясуний (плясунья), хохотуний (хохотунья) и др.
Существительные на -ья, в которых ударение падает на я (семьй) в родительном падеже оканчиваются на -ей: статей (статьА), ладей (ладьА), бадей (бадьА), полыней (полынья), семей (семья) и др. Слово судьА имеет форму судёй.
  1. Но кто идет по аллее (I скл., ед. ч„ п. п.) - две тени (М. Лермонтов). 2. Сорок башен (I скл., мн. ч„ р. п.) ...танковых молчат (С. Орлов).
  1. Стволы яблонь (I скл., мн. ч., р. п.), груш (I скл., мн. ч., р. п.), вишен (I скл., мн. ч., р. п.) и слив (I скл., мн. ч., р. п.) выкрашены от червей в белую краску (I скл., ед. ч., в. п.) (А. Чехов). 4. Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории (I скл., ед. ч., р. п.) (Н. Гоголь). 5. Было заметно, что при постройке (I скл., ед. ч., п. п.) его [дома] зодчий беспрерывно боролся со вкусом хозяина (Н. Гоголь). 6. Чичиков в довольном расположении духа сидел в своей бричке (I скл., ед. ч., п. п.), катившейся давно по столбовой дороге (I скл., ед. ч., п. п.) (Н. Гоголь).
  1. Умолк вчера неповторимый голос, нас покинул собеседник рощ (I скл., мн. ч., р. п.) (А. Ахматова). 8. Замолкли звуки чудных песен (I скл., мн. ч., р. п.), не раздаваться им опять (М. Лермонтов).

Склонение имён существительных - это изменение окончаний существительных по падежам. Имена существительные бывают 1, 2 и 3 склонения, на склонения они делятся по родам и окончаниям.

Падеж Вопросы Окончания
Единственное число Множ. число
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Именительный Кто? Что? -а, -я -, -о, -е - -ы, -и, -а, -я
Родительный Кого? Чего? -ы, -и -а, -я -, -ов, -ев, -ей
Дательный Кому? Чему? -е, -и -у, -ю -ам, -ям
Винительный Кого? Что? -у, -ю -о, -е - -, -ы, -и, -а, -я, -ей
Творительный Кем? Чем? -ой (-ою), -ей (-ею) -ом, -ем -ами, -ями
Предложный О ком? О чем? -е, -и -е, -и -ах, -ях

Первое склонение

К первому склонению относятся имена существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я :

мама, кухня - женский род

папа, дядя - мужской род

задира, ябеда - общий род

Второе склонение

Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода без окончания и среднего рода с окончаниями -о, -е :

брат, грач - мужской род

лото, море - средний род

Третье склонение

К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с ь на конце:

лошадь, степь, рожь - женский род

Как определить склонение существительного

Чтобы определить склонение имени существительного надо поставить его в начальную форму - в форму единственного числа именительного падежа. По окончанию существительного в единственном числе именительном падеже и его роду можно будет определить его принадлежность к одному из склонений.

Радуга (она) - существительное женского рода с окончанием радуга 1-го склонения.

Солнце (оно) - существительное среднего рода с окончанием в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное солнце 2-го склонения.

Мышь (она) - существительное женского рода с на конце в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное мышь 3-го склонения.

У существительных, имеющих только форму множественного числа, склонение не определяется:

ножницы, дрова, щипцы

1.1 Падежные окончания существительных 1-го склонения

К 1-му склонению относятся существительные, оканчивающиеся в им.пад. ед.ч. на а(П.). К ним относятся существительные женского рода (страна, земля), некоторые существительные мужского рода (дядя, юноша, Коля) и слова общего рода (задира, тихоня).

Единственное число

1. У существительных на а(П.) в дательном и предложном падежах пишется окончание -е: о воде (вода), по галерее, о галерее (галерея), к Майе, о Майе (Майя), к Косте, о Косте (Костя), к тихоне, о тихоне (тихоня), к юноше, о юноше (юноша).

2. У существительных женского рода на ия в родительном, дательном и предложном падежах пишется окончание -и: от армии, об армии (армия), от иллюзии, к иллюзии, об иллюзии (иллюзия), от дискуссии, к дискуссии, о дискуссии (дискуссия); собственные имена на ия тоже имеют окончание -и: от Марии, к Марии, о Марии (Мария), от Ии, к Ии, об Ии (Ия), от Бии, к Бии, о Бии (река Бия) и др. Имена и отчества, стоящие рядом, могут иметь разные окончания: Лидия Ивановна: имя Лидия изменяется как существительное на ия, а отчество - как существительное на а: от Лидии Ивановны, к Лидии Ивановне, о Лидии Ивановне.

Следует различать параллельные формы собственных имен типа Анастасия и Настасья, Мария и Марья, Наталия и Наталья, София и Софья. Они имеют также разные окончания в дательном и предложном падежах, ср.: к Наталии (так как оканчивается на ия) - к Наталье (так как оканчивается на ья). Множественное число

1. У существительных женского рода, оканчивающихся на а, в родительном падеже после шипящих ь не пишется: барж (баржа), краж (кража), лыж (лыжа), рощ (роща), туч (туча), тысяч (тысяча).

2. Существительные женского рода на ия (армия, линия) и на ья (если ударение не падает на окончание: певунья, хохотунья) в родительном падеже оканчиваются на ий (это суффикс основы, а окончание - нулевое): армий, аудиторий, пародий, экскурсий, гостий (но: гостей от гость), колдуний, оладий (оладья), певуний, хлопотуний, шалуний.

Существительные на ударяемое ья (скамья) в родительном падеже оканчиваются на ей (окончание также нулевое): бадей (бадья), ладей, полыней, свиней, семей, статей; также судей (судья). Нормативными являются формы долей, кеглей, пеней.

3. Существительные на ня (вишня, спальня, богиня) в родительном падеже пишутся с ь и без него: это зависит от буквы, стоящей перед ня.

Если перед ня стоит гласная, то в родительном падеже пишется ь, например: яблонь (ябло-ня), богинь (боги-ня), княгинь (княги-ня), разинь (рази-ня), героинь (герои-ня), монахинь (монахи-ня), погонь (пого-ня), тихонь (тихо-ня), рабынь (рабы-ня), дынь (ды-ня), твердынь (тверды-ня), гордынь (горды-ня), барынь (бары-ня), гусынь (гусы-ня), простынь (просты-ня), пустынь (пусты-ня), святынь(святы-ня), нянь (ня-ня).

Если перед ня стоит согласная, то ь на конце нет. Например: вишен (виш-ня), ставен (став-ня), боен (бой-ня), каменоломен (каменолом-ня), винокурен (винокур-ня), башен (баш-ня), пашен (паш-ня),черешен (череш-ня), скворечен (сквореч-ня), конюшен (конюш-ня), наковален (наковаль-ня), готовален (готоваль-ня), спален (спаль-ня), купален (купаль-ня), колоколен (колоколь-ня) и др.

Исключение составляют слова барышень, боярышень, деревень, кухонь, которые пишутся с ь.

Парадигмы существительных и падежные флексии характеризуются следующими особенностями. 1) Все падежные флексии выражают одновременно два морфологических значения - падежа и числа (ед. или мн.)...

Грамматические категории числа и падежа

К сфере абстрактных падежных значений примыкает падежное значение необходимого информативного восполнения. В языке существуют такие употребления падежей, при которых значение падежа как отдельной единицы не может быть установлено...

Имя прилагательное как часть речи

Падежные формы имен прилагательных имеют зависимый характер, так как они «отражают» значения рода, числа и падежа того существительного, с которым данное прилагательное согласовано...

Среди падежных форм финского языка выделяются некоторые древние формы, где окончания с морфологической точки зрения неразложимы на какие-либо составные элементы. Важнейшую роль играют падежные формы...

Особенности именной группы в финском языке

На основе уже готовых первичных падежных форм выросли вторичные. Окончания этих вторичных форм всегда с морфологической точки зрения разложимы, причем последней составляющей их частью являются окончания первичных падежных форм...

К 1-му склонению относятся существительные, оканчивающиеся в им.пад. ед.ч. на а(П.). К ним относятся существительные женского рода (страна, земля), некоторые существительные мужского рода (дядя, юноша, Коля) и слова общего рода (задира, тихоня)...

Правописание падежных окончаний существительных (на примерах из повести Н.В. Гоголя "Мертвые души")

Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием (сад, край, гусь) и существительные среднего рода, оканчивающиеся на о(е) , (окно, море, управление). Единственное число 1...

Правописание падежных окончаний существительных (на примерах из повести Н.В. Гоголя "Мертвые души")

1. В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, -- словом, все те...

Окончание, которое присуще абсолютному большинству существительных того или иного типа склонения, называется основным. Вариантными являются разные падежные окончания...

Правописание падежных окончаний существительных (на примерах из произведений В.Я. Брюсова)

существительное падежный правописание окончание Во множественном числе различия в падежных окончаниях существительных наблюдаются только в именительном и родительном падежах...

Сравнительный анализ староанглийского и новоанглийского языка

Что касается глагола, то у Шекспира он еще не утратил способность передавать значение лица. Типичные окончания второго лица единственного числа "-st" и "-est": I know - thou knowest; I have - thou hast; I do - thou doest (dost); I should - thou shouldst; I would - thou wouldst. "I prithee...

1.1 Склонение имён существительных как грамматическая категория Морфология - это раздел грамматики, изучающий грамматические разряды слов и свойственные им грамматические знания, категории и формы...

Формирование грамматических умений при изучении склонения имен существительных

Тема «Имена существительные» изучается на протяжении всех 4 лет начальной школы. Поэтапное знакомство с данной темой обеспечивает усвоение материала для младшего школьника...

Формирование грамматических умений при изучении склонения имен существительных

Итоговой целью изучения теоретического языкового материала является осознанное его использование для грамматически и стилистически точного выражения в устной и письменной форме...

Окончания именительного падежа множественного числа имен существительных

Постановка правильного окончания у существительных мужского рода именительного падежа множественного числа нередко вызывает затруднение. Как сказать: договор ы или договор а ? В разговорной речи все чаще и чаще мы слышим форму договор а . Но это, к сожалению, ошибка!

Выбор типа окончания (- ы /- и или -а/-я ) определяется рядом факторов. Рассмотрим их.

К оличество слогов в слове и место ударения

а) Односложные слова чаще образуют формы на /-я : снег – снег а , дом – дом а , лес – лес а , сорт – сорт а .

б) Односложные слова могут иметь также окончания - ы /-и : суд – суд ы , суп – суп ы , нож – нож и , кот – кот ы . Частые речевые ошибки вызывает слово торт . Множественное число у этого слова – торты .

в) Двусложные слова с ударением на 1-м слоге, как правило, имеют окончание /-я : в е чер – вечер а , п а спорт – паспорт а , голос – голос а , в е ксель – вексел я .

г) Многосложные слова с ударением на 2-м, 3-м и т.д. слоге обычно образуют формы на - ы /-и : апт е карь – аптекар и , библиот е карь – библиотекар и , компь ю тер – компьютер ы , инжен е р – инженер ы .

Обратите внимание на то, что ударение в данных формах единственного и множественного числа сохраняется на одном и том же месте.

Исключения : обшлаг – обшлаг а , рукав – рукав а .

Происхождение слова и его структурные элементы

а) Слова с элементами -е р/-ёр имеют окончание -ы /-и : актёр – актёр ы , шофёр – шофёр ы , режиссёр – режиссёр ы , дирижёр – дирижёр ы и др. Это слова французского происхождения.

Для того чтобы рассмотреть слова следующей группы нам понадобится вспомнить о понятии одушевленности/неодушевленности.

б) Слова латинского происхождения с элементом ор – неодушевленные (предметы) имеют окончание - ы : рефлектор ы , детектор ы , рефрижератор ы , конденсатор ы .

в) Слова с ор одушевленные (лица) имеют окончание - ы : автор ы , лектор ы , ректор ы , конструктор ы и окончание -а : доктор а , директор а , профессор а . Почему же мы говорим лекторы , но профессора ? Выбор объясняется традицией.

Запомните, что просторечные формы бухгалтер а , инженер а , выбор а , договор а , приговор а , должност я , шофер а , почерк а , крем а , суп а и подобные рассматриваются как грубое нарушение языковой нормы.

Различие в значении слов

В ряде случаев окончания - ы и -а служат для различения смысла слова:

образ ы (художественные) – образ а (иконы);

провод ы (при отъезде) – провод а (электрические);

цвет ы (растения) – цвет а (окраска);

пропуск и (недосмотры) – пропуск а (документы);

пояс ы (географические) – пояс а (одежды) и др.

Подобных пар в русском языке достаточно: листы – листья , зубы – зубья и др.

Существуют нормативные вариантные формы (т.е. обе формы являются правильными). Вот эти они:

бункеры – бункера

годы – года

инструкторы – инструктора

клапаны – клапана (технический термин)

кители – кителя

прожекторы – прожектора

секторы – сектора

цехи – цеха

Выбор некоторых форм закрепляется традицией. Так, мы говорим: Прошли годы. Мои года – мое богатство . Но: Так бегут года! В ее годы!

Давайте запомним наиболее часто употребляемые слова с тем и другим типом окончания.

Формы на /- ы

должности

приговоры

запчасти

редакторы

аптекари

инженеры

режиссёры

библиотекари

компьютеры

бухгалтеры

кондукторы

конденсаторы

детекторы

договоры

Формы на /-я

Окончания родительного падежа множественного числа

Окончания родительного падежа множественного числа – еще одна трудная тема для нашей речевой практики.

Как правильно выбрать то или иное окончание? Как сказать: нет чулок или чулков ? Без носок или носков?

Почему мы говорим армян , но монголов?

Как спросить правильно в магазине: 5 килограмм или килограммов ? апельсин или апельсинов ?

При выборе окончания следует руководствоваться следующими правилами.

Мужской род

1. Все названия парных предметов имеют нулевое окончание: ботинок, сапог, чулок, брюк, погон, ножниц .

Исключение : носк ов .

2. Названия национальностей подчиняются следующим правилам:

а) слова с основой на -н , - р имеют нулевые окончания: англичан, армян, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, цыган, башкир, болгар.

Исключение: негр ов.

б) слова с основой на другие буквы имеют окончание -ов : киргиз ов , калмык ов , таджик ов , узбек ов , монгол ов , якут ов .

Исключение: турок, бурят.

3. Названия воинских групп и прежних родов войск требуют следующих окончаний:

а) без числительных они имеют нулевое окончание: партизан, солдат, гренадер, гардемарин, гусар, драгун, улан ;

б) прежние рода войск с числительными имеют окончания -ов : 10 гусар ов , 5 гардемарин ов , 6 гусар ов , 7 улан ов .

4. Названия единиц измерений вариативны:

а) ампер, ватт, грамм, килограмм, рентген, кулон ;

б) ампер ов , ватт ов , грамм ов , килограмм ов , рентген ов , кулон ов .

Усеченные формы (ампер, грамм

5. Имена группы "овощи – фрукты" имеют окончания -ов : апельсин ов , мандарин ов , банан ов , помидор ов , баклажан ов .

Усеченные формы (апельсин, мандарин, банан, помидор ) характерны для разговорной речи.

Женский род

1. Существительные на -л я, - ня имеют нулевое окончание: вафель, кровель, сплетен, нянь, вишен, яблонь .

2. Некоторые существительные имеют окончание -е й : свеч ей , грабл ей , простын ей .

Есть и вариантные формы: Игра стоит свеч, но: В доме нет свеч ей . Однако слово свеча здесь употреблено в прямом и переносном (фразеологическом) значениях (укажите, где какое).

3. Существительные на -ия имеют окончание -ий : аудитор ий , академ ий , консерватор ий .

Средний род

1. Ряд имен имеют нулевое окончание: яблок, плеч, блюдец полотенец, зеркал.

Обратите внимание на форму плеч (Платье с плечами и без плеч! )

2. Нормативными являются формы на -ий : побереж ий , захолуст ий , снадоб ий .

3. Существуют также формы на -е в: усть ев , болотц ев , верховь ев , низовь ев .

А как образуют родительный падеж те существительные, которые употребляются всегда только во множественном числе? Существительные, употребляющиеся всегда только во множественном числе (не имеющие рода), образуют родительный падеж с помощью различных типов окончаний:

нулевого: сумерек ; суток ;

- ов : заморозк ов ;

-ей : будн ей , ясл ей , сан ей .

Вопросы и задания

1. Какие факторы влияют на выбор окончания именительного падежа множественного числа имен существительных? Назовите их.

2. Как образовать множественное число от слов с элементом р/-ёр (дирижёр)? Из какого языка пришли к нам эти слова?

3. Приведите примеры, когда окончания - ы /-а служат для различия слов по значению.

4. Какое окончание в родительном падеже множественного числа имеют названия парных предметов (ботинки, брюки)? Как правильно сказать: нет носок или нет носков?

5. Какие из форм относятся к официально-деловому, а какие – к разговорному стилю речи: граммов, кулонов / грамм, кулон? помидоров, апельсинов / помидор, апельсин?

6. Как образуют родительный падеж существительные, которые употребляются только во множественном числе: заморозки, сумерки, ясли?

Тема: Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1- и 2 – го склонения.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель: сформировать умение грамотно записывать окончание имён существительных I и I I склонения в единственном числе

Задачи:

Образовательные:

Уметь устанавливать значимость познавательной деятельности;

Уметь контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Освоить первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

Развивающие : создание условий для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы; для развития речи в форме построения высказываний, логических рассуждений и доказательств.

Воспитательные : создание условий для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.

Ожидаемые результаты:

Метапредметные

Личностные УУД

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные УУД

обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные УУД

принимать участие в работе парами;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Предметные

Орфография и пунктуация – применять изученные правила правописания.

Формы организации деятельности детей: коллективная, индивидуальная.

Методы: частично-поисковый метод, проблемный метод, словесной и наглядной передачи информации, самостоятельная работа, методы стимулирования мотивов интереса к учению.

Учебные пособия: 1. М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская . Русский язык: 3 класс. – М., Издательство «Академкнига/Учебник» 2012

- Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные , любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.

На уроке понадобятся: учебники, ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение.

Теперь настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесем нашу волшебную фразу: Я хочу много знать!

- Откройте тетради и запишите число.

Личностные

Положительное отношение к урокам русского языка

    Актуализация знаний

Сегодня на уроке продолжим работу над безударными окончаниями имён существительных. А какая тема, вы скажете сами позже..

- Посмотрите на таблицу, догадайтесь какое это слово?

(Пальто,морковь.картофель,желать,беседа,горизонт,

Погода.)Слайд 1

    Что называется именем существительным?

    Как изменяется имя существительное?

    Какие существительные относятся к 1, 2 склонению?

    Как проверить безударное окончание имён существительных?(слайд2)

Познавательные:

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного.

Личностные УУД.

Самоопределение и смыслообразование

    Постановка учебной задачи

А сейчас вы догадались какая тема нашего урока?

Открыли учебник посмотрите такая тема?

Это новый материал?

Какие задачи поставим на уроке?

Слайд 4.

Регулятивные

Определять цель учебной деятельности самостоятельно

Познавательные УУД (общеучебные):

Умение ставить, формулировать и решать проблемы как некоего целого, включающего целый ряд логических шагов.

    Открытие нового знания

- -Проблемная ситуация

Послушайте шуточное стихотворение Э.Мошковской(упр.43.с.43)

Что вы заметили?

Правильно,здесь рифмуются последние слова каждой строчки,мы слышим [- ай]

Мы сейчас с вами проведём исследование.

Спишем текст по правилам стихотворения упр.43

Подчеркните сущ-ые в форме косвенных падежей ед.числа. Выделите окончания.

Под подушкой(1скл.,ед. ч.,Т.п.),с кукушкой (1скл.,ед. ч.,Т.п.) ,с лягушкой (1скл.,ед. ч.,Т.п.), опушкой(1скл.,ед. ч.,Т.п.),

Какие окончания у сущ-х? (-ой,)

Что объединяет эти сущ-ые?

(Они женского рода)

Укажите склонение,род,число этих существительных

Какой можно сделать вывод7

(У существительных 1 склонения в единственном числе в Т. П. окончание –ой)

Познавательные

Понимать информацию представленную в виде текста;

Коммуникативные

Высказывать свое мнение при обсуждении задания

    Физминутка:

Давайте отдохнем играя. Я буду называть существительные, если оно 1 склонения - хлопайте в ладоши над головой, если 2 склонения- присядьте, если 3 склонения- наклон вперед:

доска, мел, перемена, правило, тетрадка, учебник, ручка, линейка.

    Продолжение работы по теме урока

Познакомимся с упр.44

Прочитайте стихотворение все слова знакомы?

Слайд 5

Выписать все существительные с пропущенными окончаниями,рядом в скобках укажите склонение,число,падеж.(Самостоятельное выполнения упр.44)

- Сравните свои результаты с результатами на экране.

Слайд 6

Регулятивные

Адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки: самоконтроль процесса и результатов деятельности

Коммуникативные

Сотрудничать с товарищами рпи выполнении заданий в паре, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках;

    Рефлексия

Оценить себя на полях

! – мне все понятно

?! – я сомневаюсь

? – мне трудно

    Домашнее задание