Кюбз (кружок юных биологов зоопарка). Кружок юных натуралистов Зоологического музея МГУ (КЮН ЗМ МГУ) Работа над научными проектами и экспедиции

Руководитель : Дунаев Евгений Анатольевич

Прием в крудок (в Стажерскую группу) осуществляется ежегодно в первых числах сентября на конкурсной основе (принимаются учащиеся 8 класса).

Место и время проведения занятий: Зоомузей МГУ (Бол. Никитская, д. 6) с 17:30 до 20:00; по понедельникам и средам (Основной состав), по вторникам и четвергам (Стажерская группа).

Тематика занятий стажерской группы :

  • Полевые навыки натуралиста.
  • Основы туристической подготовки.
  • Основы цитологии (строение клетки).
  • Принципы биологической классификации.
  • Деревья и кустарники в безлистном состоянии.
  • Методики ботанических и зоологических исследований. Научный рисунок.
  • Первичная обработка и оформление результатов биологических работ.
  • Биологическая латынь (введение в латинский язык).
  • Жизненные циклы живых организмов.
  • История биологии.
  • История жизни на Земле.
  • Следы жизнедеятельности животных.
  • Основы компьютерной грамотности (правила форматирования текста и подготовки презентаций).
  • Геоморфология и почвы Подмосковья.
  • Метеорологические наблюдения.
  • Медицинская подготовка и техники безопасности в полевых условиях.
  • Коллекционное дело.

Тематика курсов занятий основного состава кружка :

  • Арахнология (паукообразные).
  • Основы эволюции и генетики.
  • Введение в этологию (поведение животных).
  • Лихенология (лишайники).
  • Энтомология (насекомые).
  • Териология (млекопитающие).
  • Введение в биохимию.
  • Систематика голосеменных растений.
  • Герпетология и батрахология (земноводные и пресмыкающиеся).
  • Архегониальные растения (мхи, хвощи, плауны, папоротники).
  • Разнообразие животного царства (зоология беспозвоночных животных).
  • Ихтиология (рыбы).
  • Основы экологии и охраны природы.
  • Протистология и альгология (простейшие и водоросли).
  • Микология (грибы).
  • Орнитология (птицы).
  • Биогеография и систематика.

На проведение каждого курса занятий Основного состава кружка отводится от 2 до 30 теоретических и практических занятий.

Тематика куров на летней экологической школе :

  • Внегнездовая жизнедеятельность муравьев
  • Принципы биологической фотографии.
  • Экологическая физиология растений.
  • Экологическое разнообразие и морфология птиц.
  • Морфология растений с основами гистологии. Гербарий.
  • Морфо-функциональная экология земноводных и пресмыкающихся.
  • Экология водорослей.
  • Флористика и систематика цветковых растений.
  • Принципы картографии и ориентации на местности.
  • Экологические группы насекомых и методы их изучения.
  • Экологические группы грибов и грибоподобных организмов.
  • Экология пауков.
  • Экология мхов.
  • Популяционная экология млекопитающих.
  • Основы геоботаники и почвоведения.

Учебные и ландшафтно-ознакомительные практики проходят в разных ландшафтных зонах.

Место и сезон проведения

Цели
Московская область
(осень - зима)
1. Ознакомление с зимней (позднеосенней) экологией древесных растений Подмосковья.
2. Изучение особенностей зимней (позднеосенней) экологии насекомых-ксилобионтов Средней России и следов их жизнедеятельности.
3. Знакомство с зимней экологией птиц и млекопитающих Подмосковья по следам их жизнедеятельности.
4. Изучение различных экологических особенностей трутовых грибов, эпифитных мхов и лишайников.
Крым
(весна)
1. Ознакомление со сменой зональной растительности Крымских гор.
2. Изучение эндемичной флоры, фауны и ландшафтов средиземноморских субтропиков.
3. Ознакомление с геологическим прошлым Крыма и распределением растительности в связи с особенностями развития Крымских гор.
4. Изучение этнографии Крыма и роли различных народностей в развитии культурной флоры Крымского полуострова.
5. Знакомство с особенностями системы природоохранных территорий Южного берега Крыма, посещение заповедников и заказников.
6. Изучение многообразия хвойных и вечнозеленых растений по экспозиции Никитского ботанического сада.
Закавказье
(весна)
1. Сравнение геоботанических особенностей западно-кавказской и крымской частей Крымско-Новороссийской геоботанической провинции.
2. Знакомство с особенностями флоры цветковых растений и грибов Северо-Западного Закавказья.
3. Изучение герпетофауны черноморского побережья Кавказа.
4. Ознакомление с флорой водорослей, фауной морских птиц и беспозвоночных животных каменистых литоралей Черного моря.
5. Знакомство со спецификой геологического строения прибрежной зоны Кавказских гор.
Астраханская область / Узбекистан
(лето)
1. Изучение фауны насекомых, рептилий и птиц как звеньев трофической цепи пустыни и степи.
2. Исследование адаптаций растений и животных к экологических условиям пустыни.
3. Знакомство с различными ландшафтами песчаной, глинистой и солончаковой и остепненной пустынь.
Северная Карелия
(лето)
1. Изучение флоры и фауны северотаежных лесов.
2. Ознакомление с морфо-экологическими приспособлениями беспозвоночных животных и растений различных грунтов литоральной зоны берегов Белого моря.
3. Проведение геоботанических обследований скальных обнажений, верховых болот Северной Карелии и горной тундры.
4. Изучение специфических северотаежных ландшафтов.
Дальний Восток
(лето)
1. Изучение флоры цветковых растений, грибов, лишайников горных хвойных лесов южных отрогов Сихоте-Алиня и дубовых сопок Манчжурии.
2. Ознакомление с фауной позвоночных животных Южного Приморья.
3. Знакомство с ландшафтными формациями муссонной зоны российского Дальнего Востока.
4. Изучение морских беспозвоночных животных Японского моря.


просп. Мира, 119, ВДНХ, павильон 26

«Лаборатория Дуремара» и другие интригующие кружки

Научной лабораторией биологии Политехнического музея, которая располагается в Культурном центре ЗИЛ, руководит звезда научпопа, «карманный ученый» издательства «Розовый жираф», лектор «Прямой речи» Илья Колмановский. Открыты кружки для школьников любого возраста: первоклассники в «Лаборатории Дуремара» выращивают дрозофил, наблюдают за улитками и тараканами, учатся работать с микроскопом, дети постарше занимаются ботаникой и изучают поведение крыс, старшеклассники постигают азы медицины. Занятия продают блоками по 10 уроков за 8000 рублей. Озаботиться покупкой нужно сильно заранее - желающих, как правило, гораздо больше, чем мест в группе.

добавить в избранное

Вавилова, 57

Работа над научными проектами и экспедиции

Историческое название биологического кружка Дарвиновского музея - ВООП. В первые годы работы он входил в юношескую секцию Всероссийского общества охраны природы. Это один из старейших кружков Москвы и России - организован натуралистом-биологом Петром Смолиным в 1950 году. Кружок представляет собой неформальное объединение экологов и биологов разного возраста - от учеников 5-го класса до студентов-третьекурсников. Занятия включают в себя и лекционную часть, и работу над собственными научными проектами, и экскурсии, и экспедиции на каникулах. У кружка есть своя база в Костромской области. Занятия бесплатные.

добавить в избранное

Б.Никитская, 2

Занятия в Москве и выезды в тайгу и субтропики

Кружок юных натуралистов Зоологического музея МГУ работает по авторской программе его руководителя, научного сотрудника музея Евгения Дунаева. Программа рассчитана на учеников 7–11 классов и студентов младших курсов. Каждый год кружок проводит практики: в Подмосковье, в тайге, на севере Карелии, в субтропиках горного Крыма или в астраханских пустынях. Кружковцы ведут учебно-исследовательские полевые работы и участвуют в биологических олимпиадах. Занятия бесплатные, но для поступления нужно пройти собеседование и продемонстрировать заинтересованность в предмете.

добавить в избранное

Б.Грузинская, 1

Два кружка - для старших и младших

КЮБЗ, кружок юного биолога зоопарка, - самое известное юннатское объединение России и, вероятно, самый старый биологический кружок в Москве (скоро ему исполнится 100 лет). Принимают школьников начиная с 7-го класса. Занятия идут в форме лекций и семинаров, дети занимаются самостоятельной научной деятельностью, помогают в зоопарке и принимают участие в обширной полевой работе: это и короткие подмосковные выезды, и настоящие экспедиции. Занятия бесплатные.
Те, кто еще не дорос до КЮБЗ, могут заниматься в кружке «Манулята», названного в честь талисмана Московского зоопарка - кота манула. Сюда принимают детей с 7 лет. Занятия проходят раз в неделю. Сначала преподаватель читает лекцию, после все отправляются на тематическую экскурсию по зоопарку (совершенно пустому в это время суток), потом идут в лабораторию или в живой уголок: трогать куриц, полоза, черепах, крыс и морских свинок. В теплое время года выезжают на натуру: учатся различать голоса птиц, собирают насекомых. Стоимость полугодия - 4500 рублей.

добавить в избранное

Ленинские Горы, 1, стр. 12

Энтомология и еще десяток самых разных кружков

От энтомологии до эмбриологии, от микологии до ботаники. В основном в кружки принимают учеников начиная с 8-го класса, но в некоторые берут и пятиклассников. Попасть в самые популярные из них непросто. Например, в кружок «Юные исследователи природы» («ЮИП») запись на этот учебный год даже не открывалась - мест нет. Занятия бесплатные.

добавить в избранное

Кременчугская, 13

Биологические кружки и семейный клуб натуралистов

В школе «Интеллектуал» работает несколько кружков биологической направленности. В один - «Мир вокруг нас» - приглашают детей c 5 лет. Здесь они учатся наблюдать за природой, ставят опыты, ухаживают за обитателями живого уголка, рисуют и общаются. 4 занятия в нем стоят 2500 рублей. В другом - «Вершки и корешки» - младшим школьникам рассказывают историю взаимоотношений человека и прирученных им растений. Кто первым стал выращивать апельсины, горох, капусту? Из чего и как делают манку, курагу и веники? Как варили какао индейцы? Примерно так выглядят темы занятий. Также при школе открыты кружки «Физиология человека и животных», «Нейробиология», «Актуальные вопросы биологии» для старшеклассников и «Юный натуралист». Хотя последний скорее семейный клуб, где учат пользоваться определителями грибов, растений и животных и несколько раз в месяц совершают семейные выезды на природу.

добавить в избранное

26 Бакинских Комиссаров, 3, корп. 5

Вечерняя биологическая школа

Биологическое отделение школы №1543 - одно из лучших профильных в Москве, и поступить туда непросто. Но для учеников 7-х классов здесь работает Вечерняя биологическая школа, обучение в которой можно рассматривать и как подготовку к поступлению в гимназию, и как отличный биологический кружок. В учебном плане на текущий год 22 занятия, каждое из которых посвящено определенной теме: «Приматы», «Клетки и генетический код», «Законы Менделя», «Наследственность и пол», «Строение и работа головного мозга человека», «Биосфера» и др. Начать обучение можно в любой момент без предварительной записи.
Занятия проводятся параллельно в МГУ и в гимназии №1543, посещать можно любое из этих мест. Все занятия бесплатные.

Первый техноковоркинг в России одновременно является и образовательной площадкой. В «Лабе» проводят обучение компьютерным программам для черчения и 3D-моделирования, устраивают мастер-классы по 3D-печати, 3D-сканированию, работе с лазерными станками. Кстати, в большинстве случаев «Лаба» рассчитана на взрослых – сюда приходят поработать на 3D-принтерах, плоттерах, фрезерах и другой навороченной технике. По словам соснователя «Лабы», Максима Пинигина, в техноковоркинге можно реализовать любую идею, «от табуретки до спутника». Вне зависимости от возраста изобретателя.

Для детей в центре работает несколько направлений, такие как изобретательство, предпринимательство, техника речи и даже SMM.

Мясницкая 13, строение 20

От 7000 рублей

Астрономический кружок при Планетарии

Астрономический кружок планетария – идеальная история для детей, помешанных на космосе. Здесь можно узнать все о Солнечной системе, движении планет и типах телескопов. Дети самостоятельно проводят наблюдения Луны и звезд, ездят в обсерватории и знакомятся с летчиками-космонавтами. Курс лекций, рассчитанный на три года, читают астрономы, профессора и студенты МГУ.

Для того чтобы записаться в кружок, необходимо заполнить анкету на сайте Планетария (набор начинается в середине августа) и пройти собеседование. Сотрудники планетария советуют не затягивать: желающих попасть на курсы всегда очень много.

Садовая-Кудринская, 5, строение 1

Бесплатно

ДЭЗ №5 при Московском доме самодеятельного творчества

Рыба-слон, кот-фонарь, волк-скамейка, глазант – в студии архитектора Михаила Лабазова делают все, что вздумается. Благодаря педагогам детские фантазии обретают форму и цвет, начинают двигаться, светиться и издавать звуки. Здесь творят из металла, ткани, полиэтилена, превращая эти и другие не всегда подходящие для инсталляций материалы в искусство.

Каждый год Михаил Лабазов выбирает определенную тему, по которой работают студийцы. Под каким знаком пройдет 2018-2019 гг. неизвестно, однако в «ДЭЗе №5» уже создавали «Картины с удобствами», «Добрые знаки», «Супервещи» и др.

В студию записывают всех без исключения. Основатель студии уверен, все дети – гении от рождения, нужно лишь помочь им раскрыть творческий потенциал. Именно поэтому лист ожидания может растянуться на несколько лет.

Б. Овчинниковский переулок, 24, строение 4

Бесплатно

Основы морского дела при Московском городском детском морском центре им. Петра Великого

Один из старейших морских клубов Москвы, где мальчиков и девочек учат вязать узлы, разбираться в азбуке Морзе и устройстве современного корабля. Здесь можно потрогать руками шлюпку с полным парусным вооружением, увидеть макеты кораблей и судов, подержать секстант, магнитный компас и покрутить штурвал.

Цикл обучения рассчитан на несколько лет. Первые два года дети узнают, что такое шлюпка, учатся общаться при помощи флажного семафора, стреляют из пневматического оружия и плавают в бассейне. Дети постарше могут выбрать направление - от судомоделирования и радиосвязи до судовождения и судомеханики. И вне зависимости от возраста все изучают историю российского флота, эстетику и военно-морскую подготовку.

Но самое интересное в студии – практика. У центра есть собственная береговая база на Химкинском водохранилище и учебная флотилия. Начиная с апреля дети вместе с преподавателями ремонтируют суда, приводят в порядок парусное снаряжение, чтобы летом отправиться в плавания, в том числе и по дальним маршрутам.

Ленинградское шоссе, 56а

Бесплатно

Московский дворец пионеров на Воробьевых горах

Один из самых старых и знаменитых детских центров предлагает более 2500 программ. Причем здесь можно найти не только стандартный набор вроде танцев, шахмат и ИЗО. Тут есть студии самых разных направлений - от кинологии, картинга и гандбола до студии скульптуры и зоопсихологии. Наиболее популярными считается авиа- и судомоделирование, робототехника, web-дизайн и стендовая стрельба. А самым известным – ансамбль песни и пляски им. Локтева.

Попасть в студии Дворца пионеров очень просто: достаточно записать ребенка на портале мэрии . Большинство секций работают бесплатно.

Косыгина, 17

По запросу

Большой детский хор имени Попова

Да-да, это тот самый хор, который исполнял знаменитые «Беловежская пуща», «Прекрасное далеко» и другие детские хиты СССР и современной России. Коллектив, созданный в 1970 году, когда-то назывался Большим детским хором Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Но позднее был переименован в честь Виктора Попова, который руководил коллективом 38 лет.

За время существования школы было записано более 2000 произведений, выпущено множество пластинок в России и за рубежом. Хор и сейчас остается одним из самых известных в мире: попасть сюда мечтают дети со всей страны. Записывают в хор только после нескольких этапов прослушиваний. Помимо таланта потребуется истинная любовь к музыке и упорство: репетиции проходят 2-3 раза в неделю, а концерты и записи идут едва ли не круглый год.

Дегтярный переулок, 7/1

Бесплатно

Математические кружки от творческой лаборатории «2×2»

Главная ценность творческой лаборатории «Дважды Два» – в ее педагогах. В математических кружках центра работают люди, влюбленные в цифры и формулы. Им удается заразить страстью к точным наукам и детей: средний балл воспитанников по математике в школе – 4,58, они часто занимают призовые места на городских и российских олимпиадах.

Для того чтобы заниматься в кружке бесплатно, необходимо пройти несколько собеседований. Принимают сюда только самых математически способных.

Локаций много и они иногда меняются – лучше узнавать отдельно

Есть на бесплатной основе

Дом научно-технического творчества молодежи (ДНТТМ)

Филиал Дворца детского творчества на Воробьевых горах может похвастаться богатым набором научных направлений – от робототехники и палеонтологии до астрономии и робототехники. Одних только программ по химии здесь насчитывается 12.

Особое внимание в Доме творчества уделяют детям, интересующимся техникой. Например, в центре открыто несколько курсов радиоэлектроники. В кружке для начинающих паяют электронные схемы и создают простые электронные устройства. На курсе «Радиотехника» изучают радиоэлектронные конструкции, а на уроках «Занимательной электроники» учат читать и мастерить несложные схемы.

Донская, 37

Есть на бесплатной основе

Инженерный центр Музея космонавтики

Почему летит самолет или ракета? Как устроена Вселенная, кто может отправиться в космос и для чего нужен скафандр? В инженерном центре музея космонавтики можно получить ответы на тысячи вопросов. В прошлом году здесь открылся клуб «Космический отряд», где помимо теоретических знаний можно пройти психологические тесты (почти как у астронавтов!), позаниматься на тренажере стыковки «СОЮЗ-ТМА» и получить удостоверение «Космонавта-испытателя».

А длят тех, кто предпочитает работу на Земле, есть трехгодичная программа конструкторского бюро «Восток». Будущие инженеры познакомятся с основами электротехники, компьютерного программирования и 3D-моделирования, научатся работать на макетной плате, читать и составлять электрические схемы, а также писать коды.

Проспект Мира, 111

3000 рублей в месяц

Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» при ГМИИ им. Пушкина

Записать детей в «Мусейон» – мечта любого образованного московского родителя. Всего в «Мусейоне» открыто несколько студий. Для самых маленьких (5-7 лет) есть семейные группы, где малышей знакомят с искусством и учат правильно «читать» картины. Детей постарше можно отправить на керамику (2-5 класс), эстампы (11-15 лет), нумизматику или археологию (5-8 классы) и компьютерную графику (9-13 лет). На семейные встречи и беседы об искусстве в «Мусейоне» берут всех желающих, однако в большинство кружков записывают после собеседования.

Продажа абонементов в детские кружки Мусейона начнется 23 августа в 11:00 по московскому времени только на сайте музея. В кассах в этот день продажи не будет. В кассах продажа оставшихся абонементов начнется на следующий день 24 августа.

Колымажный переулок, 6, строение 2

3500 рублей за годовой абонемент

Кружок «Юные исследователи природы» при МГУ

Политология, языки, химия, физика, математика, журналистика – при МГУ открыто более десятка курсов для школьников. Один из самых интересных – кружок «Юные исследователи природы» (ЮИП), который существует почти 20 лет.

Программа клуба включает 182 теоретических и 228 практических учебных часов. Помимо занятий на биофаке студийцы проводят время на Звенигородской биостанции МГУ, отправляются в многодневные полевые экологические практики. Так, в этом году ЮИПовцы ездили в Мордовию, Абхазию, а в прошлом году вернулись из Западной Монголии.

Для вступления в кружок необходимо подготовить доклад и ответить хотя бы на 2 вопроса по биологии от строгих «стареньких» членов клуба.

Ленинские горы, 1, строение 12

Бесплатно

Детская оперная студия Музыкального театра им. Н.И. Сац

Попасть сюда непросто: зачисляют только после конкурсного прослушивания (песня, танец, стих). При этом предпочтение отдается детям, которые ходят в музыкальные школы, хорошо поют и свободно чувствуют себя на публике. Обучение в студии не ограничивается нотной грамотой, основами сценического движения, танцами, уроками по актерскому мастерству и истории театра. Младшие артисты задействованы в спектаклях наравне со взрослыми. Работа им также предстоит серьезная – занятия в театре проходят четыре раза в неделю, а в период репетиций и спектаклей нагрузка увеличивается.

Проспект Вернадского, 5

Бесплатно

Детский лекторий в Музее Востока

В музее Востока по субботам и воскресеньям проходят лекции для детей и подростков. Можно купить разовый билет, а можно абонемент. К слову, это один из самых бюджетных вариантов – разовый билет стоит 50 руб., а годовой абонемент – 600 рублей. Каждый курс лекций рассчитан на определенный возраст. Дошкольникам рассказывают про восточные сказки, мифы и легенды, от индийского Ганеши до чукотского Пеликена. Детям 8-12 лет предлагаются лекции про путешествия, где они узнают про сиамских кошек, снежного льва и пернатого змея. Школьники от 10 лет могут выбрать классический серьезный курс по истории искусства Востока от Древнего Египта до Мексики. Особо продвинутые могут приходить и по субботам, чтобы послушать лекции по японской средневековой музыке или по индийскому танцу Таранг (от 12 лет).

Никитский бульвар, 12А

600 рублей за годовой абонемент

Музей занимательных наук «Экспериментаниум»

В музее представлено более трехсот интерактивных экспонатов, с которыми можно и нужно взаимодействовать: прыгать, крутить, запускать и собирать. Экспозиция поделена на тематические зоны, посвященные главным областям физики – механика, акустика, оптика, магнетизм и др. Дети здесь могут увидеть звук, порисовать светом и даже побывать на единственной в России водной инсталляции. Ходить по залам можно самостоятельно или вместе с экскурсией.

В «Экспериментаниуме» регулярно проводятся интерактивные занятия и образовательные программы для любого возраста. Самый главный и любимый проект «Экспериментаниума» – цикл лекций «Ученые – детям», который рассчитан на подростков от 10 лет.

Каждые выходные, каникулы и праздники в музее проходят научные шоу и мастер-классы.

Ленинградский проспект, 80, корпус 11

Есть на бесплатной основе

Видеоарт, анимация и дизайн в Государственном Центре современного искусства

Регулярные детские занятия и студии ГЦСИ проходят в историческом доме художника Поленова начала прошлого века, рядом с основным зданием.

В анимационной студии обучение рассчитано на три года, за это время детей научат разбираться в основах компьютерной графики, звуках, покадровой съемке и разных анимационных техниках. В конце года дети создают серию анимационных короткометражек.

В мастерской скульптуры и керамики можно попробовать разные виды глины и разные способы работы с ней, научиться работать на гончарном круге и обжигать готовые скульптуры в печи. Небольшие творения дети уносят домой, а те, что покрупнее, становятся частью общей скульптурной композиции.

Еще в ГЦСИ есть мастерская видео-арта, где можно попробовать себя в роли оператора, режиссера и монтажера. Туда принимают подростков с 10 лет. Их знакомят с шедеврами кино и видеоискусства и дают практические задания, после чего в конце года каждый делает свой видеоролик.

Аудиомастерская – саунд-арт и саунд-дизайн, а также прочие направления художественной работы со звуком. Дети научатся создавать собственные аудиопроекты. Есть и художественная студия – тут акцент на современное искусство. Есть занятия по дизайну и театральная мастерская. Кроме того, в ГЦСИ работает студия для художников-аутистов, что вообще страшная редкость.

Зоологическая, 13, строение 2

От 2500 рублей за 4 занятий

Центр проектного творчества «Старт Про»

Центр называют «детским Сколково»: в «Старт Про» собрана одна из лучших научных баз в стране. Здесь открыто 6 лабораторий, в которых представлено около 60 программ. Так, в «Занимательной математике» учат решать сложные головоломки, в «Графической среде LabVIEW» - создавать роботов и разрабатывать несложные приложения, а в «Строймастере» – работать с инструментами, природными материалами и металлом.

Да, и никаких занудных лекций: преподаватели центра умеют говорить просто о сложном, превращать науку в игру, а скучные школьные предметы - в захватывающие квесты.

Протопоповский переулок, 5

Бесплатно

Центр дополнительного образования «Юный автомобилист»

Это самый провокационный детский центр в Москве: например, погонять на мотоциклах здесь разрешают с 8 лет! Юным гонщикам преподают основы мотоезды, учат ремонтировать технику и оказывать первую помощь при авариях. И экипировку, и мотоциклы предоставляет центр.

Кроме того, здесь есть возможность узнать все об устройстве машины, выучить правила дорожного движения и даже сдать экзамен по ПДД.

Хотя больше всего дети уважают практическую часть занятий: за руль сажают в 12 лет. Ученики гоняют на картах, участвуют в ралли и завоевывают призовые места на российских автомобильных соревнованиях.

Корнейчука, 55а

Бесплатно

Клуб юного железнодорожника при Российском университете транспорта (МИИТ)

Если ваш ребенок обожает поезда, стоит присмотреться к курсам при МИИТе. На занятиях дети узнают историю и устройство железных дорог, изучают состав электровозов и вагонов, знакомятся с правилами «железнодорожного движения» и ж/д профессиями. Каждое лето в подмосковном Кратово воспитанников клуба ждет практика на Малой Московской железной дороге. Ребята могут попробовать себя в роли контролера и проводника пассажирского вагона, монтера пути и даже машиниста.

Бонус: успешное окончание учебы в клубе дает право на преимущественное зачисление в МИИТ при прочих равных условиях.

Образцова, 9, строение 9

Ученики 5-8 классов

Бесплатно

Детский центр научных открытий «Иннопарк»

Идеальный формат для тех, кто пока не определился с предпочтениями. В «Иннопарке» предусмотрены короткие курсы, которые интересно рассказывают о мире науки и техники.

Всего в центре разработано 3 программы. Так, можно выбрать «Науку на ладони», где дети познакомятся с физикой, биологией, химией и географией, а также поставят эксперименты, или записаться на один из двух курсов «Робототехники».

Театральный проезд, 5

От 2700 рублей за 4 занятия

Цифровой дом

3D-сканеры, 3D-принтеры, мощные компьютеры, нейротехническое оборудование – «Цифровой дом» напоминает выставку достижений современной техники. Правда, в этом «музее» разрешатся трогать руками любые экспонаты.

В центре можно заняться робототехникой – на базе конструкторов Lego Mindstorm EV3, Lego WeDo и Arduino ребята собирают как простейшие модели, так и технически сложные устройства. Еще одно популярное направление «Цифрового дома» – 3D-прототипирование. На практике дети учатся работать с новейшими машинами и даже сами создают уникальные объекты.

Кооперативная, дом 3, корпус 6

От 4000 рублей в месяц

Детские архитектурные занятия в музее архитектуры им. Щусева

Детских занятий при музее архитектуры очень много. Есть чисто архитектурные, где изучают масштаб, композицию и объем, есть занятия по керамике, мозаике и столярному делу, есть академический рисунок и даже школа архитектурной фотографии. Все занятия включают в себя теоретическую и практическую часть. Например, на курсе «Белый камень» детям сначала расскажут все о белокаменной архитектуре Москвы, а потом научат обрабатывать заготовки из белого камня и создавать белокаменный рельеф. Некоторые курсы краткосрочные и рассчитаны на 4-6 занятий. Как правило, такие абонементы раскупаются очень быстро. Другие занятия идут в течение года и на них можно купить как абонемент, так и разовый билет. Занятия начинаются в конце сентября – в октябре.

Воздвиженка, 5/25

250-500 рублей за занятие

Клуб юных геологов в Геологическом музее им. Вернадского

Геологический музей – один из старейших научных музеев России, ровесник Московского университета. Клуб юных геологов – кружок для тех, кто всерьез интересуется строением Земли и ее геологической историей. В течение года преподаватели ВУЗов и аспиранты рассказывают детям про геологию, а на каникулах вывозят на практические занятия. В выходные дети совершают вылазки по окрестностям – едут смотреть карбонатный карст в Раменском или окаменелости и отложения Юрского периода в Битцевском парке. В конце первого года занятий новичков посвящают в Юные геологи и выдают специальный значок и форму. В клуб берут только с 9 лет, а для малышей (от 6 лет) открыты «Научные приключения» – там в интерактивной форме рассказывают про интересные природные явления. Занятия проходят в здании музея на Моховой улице.

В студии есть три вида абонементов. Основной абонемент рассчитан на начинающих, в котором первая половина занятия посвящена книге и ее автору, а вторая – творческая, где можно разными способами выразить свое впечатление от только что прочитанной книги. Студийцы постарше могут выбрать либо литературную мастерскую, где их научат правильно излагать свои мысли на бумаге, писать эссе и сочинения, либо театральную – там преподается сторителлинг - искусство устного рассказа.

Проспект Мира, 30

500 рублей за занятие

Кружок юных натуралистов в Зоологическом музее МГУ

КЮН работает с 1982 года по специальной авторской программе и это один из самых авторитетных биологических кружков. Кружок юных натуралистов рассчитан на тех, кто уже определился с выбором профессии и метит на биофак МГУ, поэтому берут туда только с 7 класса. Многие слушатели становятся победителями конкурсов и олимпиад по биологии, а после поступления продолжают научную работу на кафедре. Так что подготовка там достаточно серьезная. Теоретические занятия обязательно подкрепляются практическими выездами. За год юные натуралисты выезжают на три практики в Подмосковье и еще пару раз в год едут в другие природные зоны – в астраханские пустыни, в Карелию или в Крым. На практике дети проводят исследования, ведут наблюдения и изучают места обитания животных, растений и грибов. Прием в КЮН проходит в сентябре на основании конкурсного собеседования.

Можно взять и отдельный курс, например, английский для малышей Little Bookworm, где дети поют, играют в пальчиковые игры и читают английские книжки.

В музее также есть возможность записаться на программу «Научная нешкола», где задают вопросы, познают тайны жизни на нашей планете и устройство мира. Можно отдать ребенка на творческий курс «Искусство в вопросах и ответах», где дети разбираются, что такое искусство, и пробуют свои силы в разных жанрах, или выбрать театральную студию на английском языке.

Образцова, 11, строение 1

От 4000 рублей в месяц

Занимательная археология в Музее археологии Москвы

По выходным в Музее археологии дети помладше могут поучаствовать в ролевой программе «Играем в прошлое» – побывать охотником на мамонта и попробовать высечь огонь, примерить на себя роль средневекового купца или превратиться в ремесленника. Школьникам будут интереснее занятия по археологии Москвы, которые рассчитаны на полугодовой курс. По воскресеньям археологи и сотрудники музея рассказывают слушателям про культурный слой, археологические памятники и раскопки, а также про всю археологическую историю Москвы от древних курганов до средних веков. Дети узнают и увидят, чем жили, из чего ели и во что играли москвичи несколько веков назад. Можно также взять семейный абонемент и ходить на занятия вместе с ребенком.

Манежная площадь, 1А

450 рублей за занятие


БИОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК ДАРВИНОВСКОГО МУЗЕЯ "ВООП"
(общая информация о кружке, главная страница раздела)

Биологический кружок Дарвиновского музея ("ВООП") - один из старейших кружков Москвы и России в целом. Он был организован в 1950 году замечательным натуралистом-биологом Петром Петровичем Смолиным и существовал под его руководством до 1975 года (см. раздел История кружка). После смерти Петра Петровича и до настоящего времени кружок ведут его ученики. В 2010 году кружку исполнилось 60 лет (см. ).

"ВООП" -историческое самоназвание кружка, связанное с тем, что в первые годы работы он входил в юношескую секцию Всероссийского общества охраны природы. В настоящее время кружок существует на базе Дарвиновского музея г. Москвы. Кружок ВООП не является, в обычном смысле, школьным биологическим кружком, а представляет собой неформальное объединение экологов и биологов разного возраста. Работу кружка с 1975 года координирует Екатерина Сергеевна Преображенская - кандидат биологических наук, научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова (ИПЭЭ) РАН (см. раздел Контакты).

В состав учебной группы кружка входят школьники начиная с 7 класса (а наиболее упорные - начиная с 6 и даже с 5) и студенты - по 3-й курс включительно. Основное направление работы кружка - научно-исследовательская работа в природе (см. раздел Гостю кружка).

Основные принципы работы кружка были сформулированы в свое время еще Петром Петровичем Смолиным. Их три .

Первый принцип - "природный компонент " (или "ближе к природе ") - подразумевает проведение основной части работы в условиях естественной природы, во время выездов и экспедиций. Этот момент очень важен в настоящее время, когда значительная часть детей лишена нормального контакта с природой. Такое отсутствие контакта, кроме незнания, вызывает страх: "лес - это место, где с тобой что-то может случиться". Незнание естественной природы и боязнь ее с большим трудом преодолеваются лишь во взрослом состоянии.

Второй принцип - "исследовательский подход ". Для того, чтобы узнать природу и научиться общаться с ней, в ней необходимо что-то делать. Причем, деятельность должна подразумевать общение именно с природными объектами, а не с другими людьми на фоне природы (туризм). Опять же, знания о природе должны проистекать от самой природы, а не только от источника информации, для которого она служит фоном (экскурсовода). Одним из самых естественных путей получения навыков общения с природой служит учебно-исследовательская работа (все дети по натуре исследователи). Все участники биологического кружка Дарвиновского музея подготавливают и защищают исследовательские работы, служащие основанием для приема в основной состав кружка (см. список исследовательских работ-проектов , выполненных кружковцами).

Третий принцип - "общественный момент " (по формулировке Петра Петровича) - подразумевает обучение и работу в составе разновозрастных групп , когда "старшие" кружковцы (как школьники, так и студенты, и выпускники) исполняют роль инструкторов, преподавателей и руководителей работ для "младших" по отношению к ним. Это позволяет эффективно организовать учебную и исследовательскую работу практически без участия официальных педагогов и руководителей.

Работа кружка складывается из лекций и семинарских занятий (по вторникам), из вечерних экскурсий по городским паркам, выездов в лес по выходным (2 раза в месяц) и экспедиций (обязательно - каждые каникулы, в том числе, около 2 месяцев летней полевой практики)(см. раздел Экспедиции и выезды).

Вторники проходят всегда в музее с 17.30 до 20 часов; по средам могут быть как занятия в музее , так и различные экскурсии . Лекции и практические занятия проводят учёные и студенты. Эти занятия служат для того, чтобы расширить кругозор и получить общие представления для дальнейшей самостоятельной работы. Занятия в Москве включают, в основном, зоологию и ботанику, а также, экологию и связанные с ней дисциплины. Такие «лабораторные» дисциплины, как цитология, генетика, биохимия и молекулярная биология затрагиваются лишь попутно и в очень небольшом объёме.

Выезды и экспедиции - основная форма работы кружка; без них всё остальное теряет смысл. Кружковцы ездят в лес по воскресеньям, обычно два раза в месяц, с утра или с ночевкой (в теплое время - в лесу, зимой - в помещениях). Для работы во время каникул у кружка есть своя база в Костромской области, на реке Унжа (600 км от Москвы). Кроме того, проводятся экспедиции и в другие районы, в основном в заповедники . Чаще всего ребята выезжают в заповедник «Брянский лес», Керженский заповедник (Нижегородская область), заповедник «Калужские засеки», «Большая Кокшага» (Марийская республика); бывают и более дальние поездки - в Башкирию (Башкирский заповедник), на Белое море (Кандалакшский заповедник, Соловецкие острова) и другие.

У биологического кружка Дарвиновского музея есть несколько традиционных направлений работы, в которых обычно рано или поздно принимает участие большинство кружковцев. Это - проведение зимних учётов птиц в лесах разных районов России (см. информацию о программе Евроазиатских Рождественских учетах птиц), проведение геоботанических и почвенных исследований на Костромской станции ИПЭЭ РАН .

Ежегодно в кружке выполняется около десятка самостоятельных учебно-исследовательских тем (см. раздел Исследовательские работы). Многие из них высоко оцениваются на различных конкурсах московского и всероссийского уровней. Значительная часть кружковцев становится профессиональными биологами - в настоящее время более 30 выпускников кружка учится в различных биологических вузах.

По традиции запись в биологический кружок Дарвиновского музея не проводится . На занятиях могут присутствовать все желающие. Те, кто приходит в первый раз - гости кружка. После третьего раза гости превращаются в посетителей (см. раздел Гостю кружка).

Для того чтобы перейти из группы посетителей в состав основного кружка , надо принимать участие в выездах и исследовательской работе. Как правило, вначале стажёры помогают вести исследования и в ходе этого знакомятся с методиками и объектом работы. Тот, кто принял участие в полевых исследованиях в качестве помощника или начал подготовку к самостоятельной исследовательской деятельности, становится кандидатом в основной состав кружка. Чтобы стать членом основного состава кружка надо выполнить и защитить самостоятельную работу. Для этого надо выбрать тему, ознакомиться с литературой, сформулировать задачу, собрать материал, обработать его. Конечно, всё это делается с помощью старших кружковцев или «начальства». Только после того, как кружковец сделает доклад по своей работе и ответит на вопросы по выбранной специальности, он становится настоящим членом кружка. «Судьями» в этом служат старшие кружковцы.

Работа кружка не так сложна, как это на первый взгляд может показаться. Приходите в музей (см. раздел Контакты), приглядитесь, мы Вас не торопим. Подумайте - любите ли Вы лес? Хотите ли вести самостоятельные исследования? Не боитесь ли промочить ноги, замерзнуть, заблудиться, ночевать у костра? Если любите, хотите и не боитесь - значит, Вы с нами!

Опыт работы биологического кружка Дарвиновского музея возможно использовать и распространять в двух основных направлениях.

Во-первых, при создании полевых центров экологического образования школьников. Такие центры могут быть организованы как в качестве самостоятельных учебных единиц (например Полевой Центр "Экосистема"), так и при различных особо охраняемых природных территориях - национальных парках, заповедниках . Необходимо, чтобы курс обучения "экологии в природе" в таких учебных центрах стал обязательным компонентом школьного образования.

Во-вторых - при проведении программ мониторинга и научных исследований, в первую очередь на особо охраняемых природных территориях . Опыт кружка показывает, что такие программы могут проводиться в значительной степени за счет "волонтерских групп" исследователей - в первую очередь школьников и студентов, если эти группы соответствующим образом обучены и организованы (например Программа Рождественских учетов птиц). Такое совмещение учебной и исследовательской работы традиционно для значительного числа старых российских заповедников; необходимо поддерживать и расширять его.

Хроника кружка

Кружок юных натуралистов Зоомузея МГУ (КЮН ЗМ МГУ) существует с 1991 г. Учебно-исследовательская биологическая программа, разработанная и применяемая в КЮН, рассчитана на учащихся 12-18 лет (ежегодный состав учебной группы - около 30 человек). Общая продолжительность реализации программы - 3,5 года.
Руководитель Кружка юных натуралистов Зоомузея МГУ и автор программы - лауреат премии Европейской Академии и Соросовский учитель, младший научный сотрудник Зоомузея МГУ -Евгений Анатольевич Дунаев.
Основные цели работы Кружка - расширение знаний учащихся о природе, развитие биологической эрудиции, выработка грамотного экологического мышления, приобретение навыков комплексного изучения и сохранения биоразнообразия.
Приоритетными задачами программы являются:

  • обучение теоретическим основам биологических знаний по всем группам живых организмов;
  • осуществление практического изучения морфологии, анатомии, систематики и экологии животных, грибов, растений и простейших;
  • выработка у учащихся навыков самостоятельной исследовательской деятельности в природе, сочетающей познавательный аспект с эстетическим восприятием;
  • участие школьников в различных мероприятиях и научно-практической работе по изучению и охране флоры и фауны Подмосковья и других регионов России;
  • создание условий для развития творческой деятельности молодого исследователя.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА
И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
  1. Теоретические занятия проводятся регулярно (два раза в неделю по 2-2,5 часа). Они проходят в форме курсов лекций по различным разделам биологии и подразделяются на три группы.
    А. Ботанические и микологические курсы: Альгология (водоросли), Микология (грибы), Лихенология (лишайники), Архегониальные растения (папоротники, хвощи, плауны, мохообразные), Морфология цветковых растений, Систематика и эволюция голосеменных и цветковых растений, Основы геоботаники.
    Б. Зоологические курсы: Разнообразие животного царства (зоология беспозвоночных животных и эволюция систем органов), Малакология (моллюски), Энтомология (насекомые), Арахнология (паукообразные), Ихтиология (рыбы), Батрахология и герпетология (земноводные и пресмыкающиеся), Орнитология (птицы), Териология (млекопитающие), Основы этологии (поведение животных), Голоса птиц, Следы жизнедеятельности животных, Основы биогеографии и систематики животных.
    В. Общебиологические и натуралистические курсы: Полевые навыки натуралиста, Деревья и кустарники в безлистном состоянии, Теория коллекционирования, Научная фотография и рисунок, Методы биологических исследований и первичной обработки результатов, Система царств живых организмов, История биологии, Введение в палеонтологию (история жизни на Земле), Почвоведение и геоморфология, Основы цитологии (учение о клетке), Введение в биохимию, Основы экологии и охраны природы, Основы генетики и эволюции организмов, Латинский язык в биологии. Занятия начинаются с полугодового стажерского курса, ежегодно читаемого новому набору кружковцев. По окончании занятий в стажерской группе учащиеся сдают письменный, устный и экскурсионный зачеты и защищают реферат на заранее выбранную биологическую тему. В стажерской группе, программа реализуется по кружковой системе в течение 0,5 года. Цель стажерского курса - помочь ознакомиться с основными биологическими терминами, понятиями и законами, приобрести опыт и навыки натуралистической работы. Стажеры, набравшие необходимую сумму баллов, зачисляются в основной состав кружка.

    Основной состав кружка занимается по клубной форме обучения. На каждый лекционный курс, в зависимости от его сложности и объема информации отводится от 1 до 12-15 занятий (2-30 часов). В ботанических и зоологических курсах, посвященных какой-либо группе живых организмов, существует стандартный план изложения теоретического материала. Сначала дается характеристика группы, ее систематика и краткая история изучения. Далее более подробно разбирается морфология, где особое внимание уделяется признакам, имеющим диагностическое значение, затем речь идет об особенностях и принципах организации, биологии видов данной группы, экологии (с точки зрения их роли как компонентов биоценозов, приспособлений к различным условиям среды обитания и т. д.), редких и охраняемых видах, значении в природе и для человека.
    Некоторые курсы проходят в форме теоретических семинаров. Готовясь к ним, школьники заранее изучают предложенные вопросы по различным литературным источникам, пытаются из массы материала отобрать нужный и законспектировать его, учатся отделять важную информацию от второстепенной.
    Теоретические занятия иллюстрируются показом диапозитивов с изображением живых организмов, коллекционных материалов (гербарий, тушки, препараты и др.), записями голосов птиц и т. д. Особой формой иллюстраций курсов являются тематические экскурсии в музеи, ботанические сады, зоопарк (например: экскурсия по разнообразию птиц фауны Средней России, представленных в коллекции Московского зоопарка; морфо-экологические особенности архегониальных растений - в оранжереях Главного ботанического сада РАН; принципы и особенности организации различных групп беспозвоночных животных, земноводных, пресмыкающихся, рыб, птиц и млекопитающих - в Зоологическом музее МГУ, направления их эволюциии - в Палеонтологическом музее РАН; проблемы систематики - в Дарвинском музее).

  2. Лабораторно-практические занятия являются важнейшим дополнением к теоретическим курсам. На них кружковцы в основном занимаются определением различных групп живых организмов. Эти занятия включаются практически в каждый ботанический и зоологический курс. Другой тип лабораторно-практических занятий посвящен непосредственному изучению строения и морфо-экологических адаптаций организмов, это сопровождается зарисовкой объектов исследования и их наиболее важных таксономических признаков. Такая работа с коллекционными материалами способствует развитию наблюдательности, целостного ощущения объекта изучения и его детализации одновременно, наглядному запоминанию диагностических признаков и узнаванию по ним биологических объектов в природе, развивает индивидуальные творческие способности.
Коллекционный фонд кружка включает 22 учебных и научно-исследовательских собраний, насчитывающих более 6000 образцов. Ряд коллекций имеет научное значение (например, коллекция миксомицетов является одной из крупнейших в России).
  1. Организационные занятия проходят 1-2 раза в неделю. На них учащиеся осуществляют учебно-техническую работу, связанную с оформлением и монтировкой демонстрационных и коллекционных материалов и освоением навыков грамотного их хранения, обсуждают планы полевых работ и т. д. Эти занятия развивают деловые качества учащихся, способствуют выявлению индивидуальных творческих способностей и практической ориентации биологических интересов школьников.
  2. Однодневные выезды в природу проводятся в выходные дни с периодичностью 2-3 раза в месяц. На них отрабатываются навыки ведения полевых дневников, геоботанического описания биотопов, умение точно и грамотно фиксировать экологические явления. Учащиеся запоминают полевые признаки растений, грибов и животных при их определении, учатся узнавать птиц по голосам, фотографировать и многому другому. Выезды являются удобным способом наглядно проиллюстрировать знания, полученные на теоретических занятиях; а при повторных маршрутных наблюдениях - проследить влияние ряда климатических факторов на одни и те же объекты живой природы, ощутить сезонную изменчивость организмов, познакомиться с другими экологическими явлениями в природе. На однодневных выездах проводятся также тематические экскурсии - изучение специфической флоры раннецветущих растений Подмосковья (в заказнике "Икшинский овраг", охранной зоне Приокско-Террасного заповедника), видового состава водоплавающих птиц на весеннем пролете в Виноградовской пойме р. Москвы, ознакомление с болотной (на торфокарьерах Звенигородского или Мельдинского заказников) или остепненной (в окрестностях Приокско-Террасного заповедника) растительностью и т. д.
  3. Многодневные практики проводятся в период осенних, зимних, весенних и летних школьных каникул и проводятся как научные экспедиции. Четкий график экскурсий, полевых и камеральных работ позволяют наладить деловой ритм практик, которые длятся 10-20 дней.
Учебно-исследовательские практики проходят в Подмосковье, где школьники выполняют работы, носящие научно-исследовательский и учебный характер. При изучении флоры и фауны окрестностей стационара учащиеся акцентируют внимание на различных экологических факторах, оказывающих влияние на растения и животных в разные сезоны года. Для новичков в летний период предлагается учебная (c разработанными целями, задачами и методикой) тема "Изучение внегнездовой жизнедеятельности муравьев". На этом модельном (наиболее удобным для наблюдений) зоологическом объекте натуралисты учатся правилам сбора и анализа данных при работе с животными. В осенне-зимний период они выполняют работу "Деревья и кустарники в безлистном состоянии". Знания, получаемые при выполнении этой темы, являются основополагающими для ряда других работ, проводимых в данный сезон (как ботанических, так и зоологических), так как базируются на изучении одного из основных биологических методов исследования - площадочном. Маршрутный метод учащимися осваивается преимущественно на выездах.
Старшие кружковцы выполняют исследовательские работы, самостоятельно поставив цель и задачи и выбрав необходимую методику. Руководитель кружка и его помощники из числа студентов выступают при этом в качестве консультантов. Как правило, такие работы более трудоемки и сложны, чем учебные. За три года обучения по программе учащиеся имеют возможность освоить разные методики при изучении объектов живой природы (цветковых растений, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, грибов, лишайников, водорослей, насекомых, пауков, моллюсков, многоножек, земноводных, пресмыкающихся, птиц, рыб и млекопитающих), учитывая специфику каждого.
Периодические вечерние конференции по итогам работ помогают школьникам скорректировать методику, грамотно сформулировать цели и задачи исследования, оценить и осмыслить получаемые в ходе выполнения работ результаты и выводы, найти наилучший вариант обработки, подачи и оформления собранного материала и наблюдений, отделять главное от второстепенного. В обсуждении конкретных материалов на разных этапах работ принимают участие все члены практики. Это способствует развитию умения участвовать в дискуссии, четко формулировать мысли, корректно отстаивать свою точку зрения, делиться опытом и т. д.
Другой тип практик (ландшафтно-ознакомительные), проводящихся 1-2 раза в год, имеет в большей степени научно-исследовательский характер, хотя учебный аспект деятельности в нем остается немаловажным. Такие практики проходят в различных природных зонах России: в тайге и на беломорской литорали, астраханских пустынях, в субтропиках Южного берега Крыма, в Закавказских предгорьях и др. Основной целью становится ознакомление со специфической флорой и фауной, уникальными ландшафтами, разнообразием экологических условий обитания живых организмов. По результатам каждой практики и выезда учащиеся должны написать отчеты о своей деятельности в виде описания маршрутов или исследовательских работ.
Практики - один из наиболее трудоемких этапов программы, поэтому им предшествует значительная по объему подготовка (стажерский курс, организационные занятия, выезды), которая немыслима без знания общих норм поведения в природе, экспедиционных навыков (рубка дров, разведение костра, постановка палаток, приготовление пищи, оказание первой медицинской помощи и т. д.).
Кроме реализации учебных и педагогических задач на практиках удачно может осуществляться практическая деятельность по охране природы. Формы такой работы разнообразны:
- составление кадастровых атласов распространения различных групп живых организмов в Московской области, что является одним из первых этапов для оценки редкости видов и необходимости их охраны; - проведение работ, направленных на выявление степени антропогенной нагрузки на различные экосистемы охраняемых территорий Подмосковья и многолетних наблюдений за изменением биоразнообразия в них;
- осуществление флоро-фаунистических обследований проектируемых к охране природных территорий Московской области, выявление редких видов, проведение учетов их численности и изучение других экологических особенностей;
- обследование уже существующих заповедных территорий на предмет инвентаризации их флоры и фауны, что является одной из основных задач функционирования заповедников и т. п.
По результатам ряда учебно-ознакомительных практик составлены базы данных находок насекомых, грибов и других организмов некоторых охраняемых территорий Карелии, Крыма и Закавказья.