Как общаться с инфантильными людьми. Инфантильность или незрелость личности: ошибки воспитания. Типы инфантильных мужчин

Марина Никитина

Что такое инфантильность и каковы ее причины? Это детскость в поведении взрослого человека, так называемая эмоциональная незрелость. Если для детей, личность которых только формируется, это нормальная черта, то для взрослого человека быть инфантильным неестественно .

Инфантильность взрослого человека

Хорошо, когда взрослый человек умеет воспринимать мир так же радостно, легко, открыто и с интересом, как в детстве.

Так кто такие инфантильные люди? Это когда человек (личность) ведет себя как ребенок, когда веселится, играет, дурачится, отдыхает, на время «впадает» в детство.

В конфликтной или тревожной ситуации человек использует бессознательный возврат к детским моделям поведения, чтобы уберечь себя от чрезмерных волнений и переживаний, почувствовать себя в безопасности. Это механизм психологической защиты – регрессия, последствия которой – инфантильное поведение. После преодоления внешнего или человек вновь возвращается к обычному поведению.

Инфантильная девушка бежит с шариками в руках

Проблема возникает, если инфантильность не ситуативное проявление, а задержка в развитии личности. Цель инфантильности – создание психологического комфорта. Но инфантильность не временная защита или состояние, а привычное поведение. Инфантильность – сохранение форм поведения, соответствующих возрастному периоду детства у взрослого человека. В этом случае неминуемо встает вопрос о том, как взрослому человеку перестать быть ребенком и эмоционально повзрослеть.

У инфантильных личностей отклоняется в развитии эмоционально-волевая сфера. Человек-Ребенок не умеет , принимать решения, контролировать эмоции, регулировать поведение, ведет себя как несамостоятельный малыш.

Когда окружающие говорят инфантильному человеку: «Не веди себя как ребенок!», они провоцируют советующее поведение в ответ. Человек-Ребенок не задастся вопросом: «Я и правда веду себя как ребенок?», не прислушается к критике, а обидится или рассердится. О том, как избавиться от инфантильности женщине или мужчине, написано множество статей. Но люди с подобным складом характера не склонны изучать подобную литературу или внять советам близких, потому что собственное поведение считают нормой.

Взрослый человек сознательно или бессознательно выбирает детский стиль поведения, потому что так легче жить.

Причины и формы инфантильности

Фраза, сказанная родителем малышу: «Не веди себя как ребенок!», звучит парадоксально, но так взрослые учат детей стремиться к самостоятельности и ответственности. Родителям стоит срочно принимать меры, если они замечают, что в доме растет инфантильный ребенок. Как помочь ему повзрослеть и воспитать полноценную личность, можно понять самостоятельно, зная истоки проблемы.

Причины инфантильности кроются в ошибках воспитания. Поэтому вопрос о том, как избавиться от инфантильности во взрослом возрасте, мало кто себе уже задает, считая свое поведение и мировосприятие нормой. К основным ошибкам родителей относят:

гиперопеку , то есть подавление инициативы ребенка, когда он не мог брать ответственность на себя и, соответственно, не смог научиться самоконтролю,
нехватку любви и заботы в детстве, которую индивид стремится наверстать, став взрослым,
слишком рано начатую взрослую жизнь , когда человек не успевает побыть ребенком,

Отношение ко взрослому человеку, как к ребенку, является также причиной развития у него инфантилизма. Человек воспринимает все, как должное, все больше и больше уверяясь в правильности собственного поведения. Прежде чем задаваться вопросом о том, как бороться с инфантильностью женщине или мужчине, нужно знать, как и в чем проявляется эта черта характера.

Инфантильность проявляется так:

Лень . Неумение обустроить быт, нежелание себя обслуживать (приготовить пищу, постирать вещи и так далее), перекладывание обязанностей по дому на родных.
Иждивенчество. Инфантильный человек может не работать, жить за счет родственников, а может ходить на работу, но не иметь желания трудиться.

Молодые инфантильные люди смеются

Эгоцентризм. Человек-Ребенок считает, что окружающие обязаны удовлетворять потребности, стараться для него, забывая о себе, при этом сам не думает о других. Такие личности бывают неблагодарными, а добрые поступки окружающих воспринимают как должное поведение.
Пристрастие к играм и развлечениям. Инфантильного человека тянет к веселью и беззаботности. Шоппинг, салоны красоты, погоня за гаджетами, девичники/мальчишники, ночные клубы, дискотеки, развлекательные центры, всевозможные игры (азартные, компьютерные и так далее).
Перекладывание ответственности. Принятие решений, выполнение обязанностей и другие ответственные мероприятия человек-Ребенок перекладывает на близких.
Неорганизованность жизнедеятельности. У инфантильного человека нет планов, он не ставит перед собой цели и задачи, не знает что такое распорядок дня, не задумывается об учете денежные средства.
Нежелание развиваться, . Инфантильный человек не видит смысла в развитии, ведь и так все устраивает, он живет настоящим, не анализируя прошлый опыт, не задумываясь о будущем. Взрослые ведут как дети себя тогда, когда желают остаться детьми, не хотят взрослеть.

Как побороть инфантильность

Быть инфантильным можно только тогда, когда рядом есть близкие, любящие и заботливые люди, на которых перекладывается ответственность.

Если в отношениях двух взрослых людей один человек ведет себя как Ребенок, второй принимает роль его Родителя. Когда взрослый настолько погружается в роль Ребенка, что она завладевает его личностью, ему стоит обратиться к психологу или психотерапевту. Потому что внутренний Взрослый не в состоянии пересилить внутреннего Ребенка, и нужна помощь извне.

От инфантильности избавляются, осознавая ее как проблему и занимаясь самовоспитанием.

Нужно учиться быть ответственным, организованным, самостоятельным. Однако для слишком закомплексованных и напряженных людей инфантилизация бывает иногда крайне полезна. Например, в группах психологической поддержки существуют даже специальные курсы, подразумевающие создание обстановки общего доверия, веселья и раскрепощения. Взрослых людей учат раскрепощаться, опираясь на особенности поведения и черты характера детей.

А также самостоятельно воспитывать в себе:

активность,
аккуратность,
бережливость,
благоразумие,
вдумчивость,
и другие качества зрелой личности.

Советы о том, как избавиться от инфантилизма у взрослых:

Найти интересную работу , которая предполагает ответственность за других людей. Если работа нравится, человеку легко и приятно брать на себя ответственность. Находить серьезные задания, ставить трудноразрешимые задачи, придумывать волевые испытания.

Инфантильная девушка пускает мыльные пузыри

Завести животное. Беспомощное животное станет «ребенком» для инфантильного человека, у него не останется другого выбора, как стать для него Родителем. Роль Родителя предполагает организованность, пунктуальность, заботу, ответственность, решение проблем и удовлетворение потребностей беспомощного существа.
Создать условия, когда не останется другого выбора, как повзрослеть. Самостоятельная жизнь, отдельно от опекунов и родителей или переезд, помогают быстро повзрослеть. Также человек становится взрослым, когда у него появляется семья и дети.

Быть легкомысленным легко, а уметь постоять за себя, преодолеть жизненные испытания, обеспечить необходимые для выживания условия самостоятельно – трудно. Быть взрослым можно научиться через воспитание и самовоспитание.

22 марта 2014, 14:37

– психопатологическое состояние, основанное на задержке темпов эмоционально-личностного развития. Проявляется детскостью, незрелостью поведения, неспособностью принимать решения, самостоятельно делать выбор. У школьников преобладают игровые интересы, учебная мотивация слабая, затруднено принятие правил поведения, дисциплинарных требований. Диагностика включает клинические и психологические методы, направлена на исследование особенностей эмоционально-волевой и личностной сферы, социальных взаимоотношений, уровня адаптации. Лечение симптоматическое, предполагает медикаментозную, психотерапевтическую и консультационную помощь.

Общие сведения

Термин «инфантилизм» произошел из латинского языка, означает «младенческий, детский». Психический инфантилизм понимается как несоответствие поведения, эмоциональных реакций, волевых функций возрастным требованиям. В повседневной жизни инфантильными называют людей, отличающихся наивностью, зависимостью, недостаточным владением общих бытовых навыков. Международной классификацией болезней (МКБ-10) выделена отдельная нозологическая единица – инфантильное расстройство личности. Кроме этого, психический инфантилизм является симптомом неврозов , психопатий , реакций на стресс. Распространенность среди детей достигает 1,6%, соотношение мальчиков и девочек примерно равное.

Причины психического инфантилизма

Предпосылками психической инфантильности являются патологии нервной, эндокринной системы, наследственная предрасположенность, неправильное воспитание. К факторам риска относятся:

  • Легкие поражения головного мозга. Психический инфантилизм чаще развивается после воздействия неблагоприятных пренатальных, натальных и постнатальных факторов. К ним относятся инфекции, интоксикации, травмы, гипоксии , асфиксии .
  • Психические расстройства . У детей с умственной отсталостью, аутизмом , шизофренией , задержкой психического развития риск возникновения психического инфантилизма выше. Синдром формируется на базе социальной дезадаптации.
  • Наследственная отягощенность. Существуют генетические и конституциональные особенности, передающиеся ребенку от родителей. Скорость созревания корковых структур, метаболические процессы, инертность нервной системы – факторы, влияющие на формирование инфантилизма.
  • Стиль воспитания. Развитию инфантильности способствует ограничение свободы ребенка, повышенный родительский контроль. Психическая незрелость – результат гиперопеки или деспотического воспитания.

Патогенез

Существует три варианта патогенеза психического инфантилизма. Первый основан на задержанном развитии лобных долей мозга, отвечающих за формирование мотивов, целенаправленное поведение, программирование, регуляцию и контроль психической деятельности. Причинами являются объективные факторы – травмы, интоксикации, инфекции. Второй вариант патогенеза – общая психофизическая незрелость. Задержка развития определяется в лобных и других отделах мозга. Незрелость тотальна: ребенок миниатюрен, выглядит младше своего возраста, поведение соответствует внешнему виду. Третий вариант – искусственная задержка социализации дисгармоничным стилем воспитания. Развитие лобных функций тормозится гиперопекой, чрезмерной заботой, тотальным контролем.

Классификация

Этиологически расстройство подразделяется на врожденное и приобретенное. Более подробная классификация выделяет 4 вида психического инфантилизма:

  1. Органический. Возникает при поражении ЦНС. Является результатом черепно-мозговой травмы , асфиксии, инфекционного заболевания, интоксикации. Психической незрелости сопутствует легкий психоорганический синдром .
  2. Соматогенно обусловленный. Наблюдается при эндокринных болезнях, хронических истощающих заболеваниях, поражениях внутренних органов. Психическая незрелость формируется на фоне симптомов основной патологии, астенических проявлений.
  3. Психогенно обусловленный. Развивается как результат изнеживающего воспитания, гиперпротекции либо деспотического отношения. Иное название – психологический инфантилизм.

Другая классификация основана на особенностях клинической картины. Выделяют два типа психического инфантилизма:

  • Тотальный. Ребенок отстает в росте, весе, физическом и психическом развитии. Внешний вид, поведение, эмоции соответствуют более раннему возрасту.
  • Частичный. Незрелость психики сочетается с нормальным, опережающим физическим развитием. Ребенок неуравновешен, раздражителен, зависим от взрослых.

Симптомы психического инфантилизма

Психическая незрелость проявляется отсутствием устойчивости внимания, поспешными необоснованными суждениями, неспособностью анализировать, выстраивать план, контролировать деятельность. Поведение беззаботное, легкомысленное, эгоцентричное. Выражена тенденция к фантазированию. Понимание, принятие норм и правил затруднено, дети часто не владеют понятиями «надо», «нельзя», не соблюдают социальную дистанцию при общении с незнакомыми, взрослыми людьми. Невозможность оценить ситуацию, изменить поведение согласно внешним условиям снижает адаптационные возможности.

Дети тяжело приспосабливаются к образовательному учреждению, дублируют классы. Часто ребенок дошкольного возраста остается в ясельной группе, младший школьник – в подготовительной группе детского сада. Отставания в умственном развитии нет: пациенты вовремя начинают говорить, задают вопросы, рисуют, лепят из пластилина, собирают конструктор в соответствии с возрастными нормами. Интеллектуальная задержка формируется вторично, на основе дезадаптации в обществе, проявляется в период школьного обучения. Эмоциональная сфера характеризуется неустойчивостью: преобладающая жизнерадостность резко сменяется плачем, гневливостью при неудачах. Негативные состояния быстро проходят. Целенаправленного желания причинить вред, отомстить не возникает. Эмоции безудержны, поверхностны, пантомимика живая, выразительная. Истинные глубокие чувства не формируются.

Эгоцентрическая направленность личности проявляется стремлением быть в центре внимания, получать похвалу, восхищение от окружающих. При дисгармоничном психическом инфантилизме дети воспринимаются сверстниками как равные, но общение не складывается. Постепенно возникает изолированность, обостряющая истероидные черты инфантила. Дети с тотальным инфантилизмом заводят друзей на год-два помладше. Сверстники проявляют стремление заботиться, оберегать. Социализация проходит более успешно, чем при частичном инфантилизме.

Осложнения

Основное осложнение психического инфантилизма – социальная дезадаптация. Она происходит из-за неумения принять социальные нормы, контролировать поведение, оценивать ситуацию. Формируются невротические и личностные расстройства: депрессия , тревожность , истероидная психопатия. Отставание в эмоциональном развитии приводит к вторичной интеллектуальной задержке. Преобладает конкретно-действенное и наглядно-образное мышление, склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий, недостаточная целенаправленность психической активности, слабость логической памяти. К средним классам проявляется учебная неуспеваемость.

Диагностика

Диагностика психического инфантилизма выполняется в дошкольном и старшем школьном возрасте. Причиной обращения к врачам становятся трудности адаптации ребенка к условиям, режиму, нагрузке образовательных учреждений. Обследование включает:

  • Беседу с врачом-психиатром . Специалист проводит опрос: уточняет симптомы, их продолжительность, выраженность, особенности адаптации к школе, детскому саду. Отмечает поведенческие и эмоциональные реакции ребенка: адекватность, умение соблюдать дистанцию, поддерживать продуктивный разговор.
  • Рисуночные тесты. Используются методики «Рисунок человека», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное». Инфантилизм проявляется неспособностью удержать инструкцию, очеловечиванием животного, упрощением элементов (прямой ствол, руки) и другими признаками. Результаты информативны при обследовании дошкольников, младших школьников.
  • Тесты интерпретации ситуаций. Применяются методики «РАТ», «САТ», фрустрационный тест Розенцвейга. Характерно восприятие ситуаций как игровых, шуточных, веселых. Затруднено пояснение мыслей и чувств людей на картинках. Методики используются для обследования школьников различных возрастов.
  • Опросники. Распространено применение опросника акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека, патохарактерологического диагностического опросника. По результатам определяется эмоциональная неустойчивость, черты истероидного, гипертимного типов. Тесты подходят для диагностики психического инфантилизма у пациентов старше 10-12 лет.

Дифференциальный диагноз психического инфантилизма проводится с олигофренией , аутизмом, поведенческими расстройствами . Отличие от умственной отсталости – способность к абстрактно-логическому мышлению, умение использовать помощь, переносить усвоенные знания на новые ситуации. Различение с аутизмом основано на оценке социальных отношений: ребенок нуждается в них, но устанавливает с трудом. Поведенческие расстройства отличаются большим разнообразием проявлений, прогрессирующей динамикой. Психический инфантилизм может быть предпосылкой для психопатий, симптомом олигофрении, аутизма.

Лечение психического инфантилизма

Лечебные мероприятия определяются причинами, формой расстройства. При соматогенном и органическом психическом инфантилизме усилия направлены на устранение основного заболевания, при психогенном – на психотерапевтическую коррекцию. Комплексный подход включает:

Прогноз и профилактика

Тотальный психический инфантилизм имеет наиболее благоприятный прогноз: при психолого-педагогической поддержке ребенок постепенно становится самостоятельным, активным, проявляет интерес к исследованиям, творчеству. Симптомы расстройства исчезают к 10-11 годам. Дисгармоничная форма синдрома требует более глубокого и длительного медико-психологического вмешательства, ассоциирована с риском возникновения когнитивного дефицита, психопатического развития личности. Основа профилактики – правильное воспитание, ориентация родителей на актуальные потребности ребенка, зону его ближайшего развития. Необходимо побуждать ребенка быть самостоятельным, подавать пример адекватного переживания неудач, ориентировать на достижение целей.

Характер

27.10.2017

Снежана Иванова

Инфантильный мужчина большинством людей воспринимается крайне негативно, вызывает общую неприязнь и раздражение.

Инфантильный мужчина большинством людей воспринимается крайне негативно, вызывает общую неприязнь и раздражение. Такой человек понимается окружающими как слабый, несамостоятельный, лишенный всяческих амбиций и стремлений. Однако для многих женщин становится настоящей проблемой повстречать инфантильного человека в своей жизни и начать выстраивать с ним отношения.

Признаки инфантильного мужчины

Как понять, что перед вами находится именно такой вариант? Есть несколько признаков, помогающих отличить инфантильного мужчину от эмоционально зрелой личности.

Неуверенность в себе

Такая личность не умеет принимать решения, потому что всегда и во всем надеется на помощь окружающих. Неуверенность в себе является главной отличительной чертой инфантильности. Иногда создается впечатление, что такие люди намеренно стараются привлечь в себе больше внимания из-за собственной душевной слабости. Неуверенность в себе часто порождает напряженные отношения с окружающими. Такие парни не умеют принимать решения и не знают, чего хотят достичь в жизни. Как правило, многие из них мечутся по жизни в поисках лучшего решения и не могут найти для себя оптимального выхода.

Несамостоятельность

Инфантильный мужчина в большинстве случаев отличается огромной несамостоятельностью. Все потому, что он действительно боится принимать решения, действовать в соответствии со своими внутренними убеждениями. Несамостоятельность проявляется буквально во всем: в мыслях, поступках, действиях. Инфантилизм у парней выражается в том, что они не хотят и не стремятся быть полезными, принимать на себя ответственность за происходящее. Такая личность часто просит помощи у родственников и друзей, даже если есть возможность справиться самостоятельно.

Страх осуждения

Еще один характерный признак инфантильного мужчины. Такой парень буквально прячется от жизни из-за страха быть непонятым и осужденным. Чувство внутренней сдавленности мешает проявлению индивидуальности, препятствует тому, чтобы начать совершать какие-то продуктивные шаги в сторону желаемого результата. Страх осуждения часто приводит к тому, что личность не развивается, не работает над собой и своим характером. Боязнь сделать что-то не так сильно ограничивает сознание, препятствует осмысленному пониманию сути вещей.

Беспомощность в бытовых вопросах

Инфантильный человек совершенно не приспособлен к жизни. Глядя на него, создается впечатление, что он сам страдает от собственной непричастности. Самые обыденные вещи вызывают у него страх и панику. Если в квартире сломается кран или случится еще какая-то неприятность, требующая немедленного участия, такой человек, скорее всего, растеряется, станет искать помощи у своего ближайшего окружения. Характерная беспомощность мешает ему жить, строить нормальные отношения с противоположным полом. Такому парню обычно хочется, чтобы женщина взяла на себя все беспокойства и заботы. К счастью, в жизни такое вряд ли возможно. Редкая девушка в отношениях захочет становиться «мамочкой» для своего парня и угождать ему во всем.

Отказ от работы

Сильная связь с матерью

Инфантильный мужчина всегда отличается эмоциональной незрелостью. У него, как правило, наблюдается зависимость от матери, ее настроения и душевного состояния. Такая личность никогда не принимает решений, не посоветовавшись с самым главным человеком на свете. Ему удобно ощущать себя рядом с матерью маленьким ребенком, за которого всегда подумают, о нем позаботятся. Сильная связь с родительницей часто препятствует построению гармоничных отношений с представительницами противоположного пола. Такой парень долго ищет себе спутницу жизни, а если находит, то максимально похожую на мать.

Неопределенные отношения

Еще одним характерным признаком инфантильного мужчины является неумение знакомиться и общаться. Он может долго держать девушку на расстоянии, не предпринимая никаких попыток к сближению. Чаще всего парень сам не знает, чего хочет. Его страх перед жизнью настолько велик, что не позволяет ему ощущать уверенность в завтрашнем дне. Молодой человек не может сделать счастливой ни одну девушку, пока не преодолеет собственный инфантилизм. Детское представление о жизни служит серьезным препятствием к тому, чтобы полноценно общаться и доверять окружающему миру.

Как исправить инфантильного мужчину

Вопрос довольно интересный и в то же время неоднозначный. Его обычно задают девушки, которых угораздило начать встречаться с типичным «маменьким сынком». Конечно, такая ситуация требует коррекции и пересмотра ролей в отношениях. Как исправить мужчину, который не хочет взрослеть, и можно ли это сделать в принципе?

Принятие ответственности

Нежелание выходить из детского возраста всегда связано с какими-то причинами. Разобравшись со своим реальным детским опытом, человек получает возможность исправить ситуацию. Принятие на себя ответственности за происходящее позволит сформировать адекватное отношение к жизни. Инфантильный мужчина боится именно ответственности. Ему представляется, что он не справится с возникающими трудностями. Неопытность в важных вопросах вызывает у него страх и подсознательное желание всеми силами избежать всяческих трудностей. С этим обязательно нужно работать. В противном случае последствия могут быть весьма непредсказуемыми.

Поиск своего пути

Этот шаг тоже проистекает из принятия ответственности. Поиск своей индивидуальной дороги начинается с того, чтобы осознать, что в жизни постоянно совершается одна и та же ошибка. Это нелегко, требует большого количества времени и определенных волевых усилий. Как правило, инфантильность мешает парню начать осознавать имеющиеся перспективы и возможности. Он просто постоянно оказывается погруженным в собственные переживания. Характерным признаком начинающегося взросления является понимание того, как исправить неудовлетворительную ситуацию. Иногда может пройти несколько лет, прежде чем личность осознает свои ошибки и захочет действительно двигаться вперед.

Поиск работы

Парню, склонному к инфантилизму, трудно выйти из детского представления о мире. Он действительно мало задумывается о том, на чьи средства покупается еда, кто оплачивает его питание и обучение. Такой человек был бы согласен всю жизнь прожить на чьем-то обеспечении. Поиск работы для него становится серьезным шагом, который может постепенно изменить отношение к окружающей действительности. Важно только начать двигаться в направлении желаемого, как постепенно ситуация на самом деле начнет меняться в лучшую сторону. Поиск работы, закончившийся успехом, повысит уверенность в себе и собственных силах .

Признание своих ошибок

Самое трудное для парня, привыкшего перекладывать на других ответственность за свою жизнь, заключается в том, чтобы увидеть бессмысленность и абсурдность своего детского поведения. Признание своих ошибок – уже половина успеха. Ведь, чтобы увидеть бесперспективность собственного поведения, нужно внутренне созреть и в чем-то повзрослеть. Не каждый, впавший в детство, действительно на это способен. Все потому, что личность привыкает со временем чем-то оправдывать собственное бездействие.

Таким образом, мужчина, страдающий инфантилизмом, мучается сам и заставляет окружающих терпеть значительные неудобства. Ему потребуется много работать над собой, чтобы преодолеть состояние страха и беспомощности перед реальной жизнью.

Слово «инфантилизм» происходит от слова «инфант». В свою очередь «инфант» имеет два значения: «дитя, ребенок» и «принц». Инфантильными называют людей, которые так и не вышли из детского возраста, которые постоянно нуждаются в заботе, опеке и обслуживании. В последнее время это явление приобрело массовый характер именно среди мужчин.

Почему появилось несколько поколений инфантильных мужчин, какими причинами обусловлено это явление и можно ли с ним бороться? На вопросы «Винограда» отвечают доктор психологических наук Виктор Слободчиков и старший священник храма Священномученика Антипы на Колымажном дворе иерей Димитрий Рощин.

ВИКТОР СЛОБОДЧИКОВ: Необходимо восстановить иерархию в семье

Виктор Слободчиков

- Инфантильность - болезнь современности, имеющая довольно тяжелые последствия. В чем причина этой болезни?

Как мне представляется, одна из главнейших обязанностей мужчины - быть ответственным. Это слово - - часто понимают по-разному.

Сергей Иванович Ожегов в «Словаре русского языка» объясняет ответственность как необходимость, обязанность отвечать за свои поступки, действия. Ответить - дать ответ, отозваться, отчитаться за свою деятельность. Отвечающий всегда предполагает наличие вопрошающего. Для верующего человека вопрошающий - это Господь, и этим определяются все дальнейшие действия мужчины.

Главная миссия мужчины в этом мире - быть ответственным за тех, кого он ведет за собой, быть главой, отвечающим за всех перед лицом высшей инстанции.

Для человека, не живущего духовной жизнью, в качестве «вопрошающего» выступает окружающая его общность людей, перед лицом которых он живет, сознавая, что ему позволено, а что - нет.

А теперь давайте на секунду представим, что этой вопрошающей инстанции нет. Если ее нет, то мужчина остается без смысла жизни: вместо деятельности ради кого-то (семьи, детей и т.д.) остаются неведомые внутренние потребности, влечения.

Особенно это происходит сейчас, когда реклама провоцирует появление огромного числа извращенных потребностей, которые раньше человеку и в голову не могли прийти. Спектр таких наведенных потребностей расширяется с каждым днем - соответственно продолжает размываться заложенный от рождения внутренний духовный статус мужчин, и сегодня мы уже можем говорить о его отсутствии у многих представителей сильного пола.

- Каков же основной статус мужчины сегодня?

Функция мужчины свелась к зарабатыванию денег. От его божественного предназначения ничего не осталось, он оказался не хозяином своих действий, а их инструментом, он весь «функция» той суматохи, которая возникает сегодня, как может показаться, из самых благих целей: чтобы прокормить семью, детей на ноги поставить и т.д. Мы же все становимся функциями некоторых процессов, но никак не деятельности, у которой, в отличие от первых, есть автор, хозяин, распорядитель и - обязательно - смысл!

Помните, как в 90-х годах в нашей стране появились так называемые «челноки» - люди с большими сумками товаров. Теперь человек выполняет функцию вот этой огромной сумки. «Челнок» - символ того, что происходит с нами в нашей современной цивилизации: осмысленная человеческая деятельность «в поте лица добывать хлеб свой» превратилась в энергетически очень напряженный, отнимающий много сил и эмоций, анонимный институт, в котором нет одушевленности и нет смысла.

Сейчас мужчине фактически не перед кем отвечать, происходит разрушение общности: люди, живущие на одной лестничной площадке, не знают друг друга. В общности человек виден другим: каков он по своим внутренним параметрам, в том числе и по позиции в жизни. Современный же человек анонимен - никто ничего друг о друге не знает. Жизненную позицию человека теперь сводят к роли мужчины или роли женщины.

Что такое роль? Роль отыграл и забыл, в силу чего содержательные, смысловые способы действия размылись. Формально на сегодня остался один модус мужского пути - это половые признаки и физическая сила, которая, кстати, тоже уходит: происходит и телесная инфантилизация мужчины! И женщина в этом мужчине очень «помогает».

- Вы имеете в виду преимущественно женское воспитание в семье и школе?

Несомненно. Но оно было бы не столь влиятельным, если бы перед мальчиком, подростком, юношей был бы открытый внятный образ мужского поведения, мужских дел, мужского отношения к себе и людям.

Даже если отец для сына является кумиром, мальчик еще не может быть таким же большим и сильным, как он. Сын мог бы подражать отцу в делах - но он их не видит, отец все время занят. В своих делах он также анонимен. А потому происходит замещение мужского поведения женскими требованиями, делами, манерами.

Но есть еще более глубинные процессы, которые происходят с мужчиной, - это духовная деградация. Духовная деградация сводит преимущества мужчины к тому, что он сильнее женщины и агрессивнее - вот и все его достоинства. Возможно, при духовном возрождении какие-то вещи будут возвращаться, но их нужно специально культивировать.

- Вы думаете, что можно спасти положение?

Я все-таки возлагаю огромную надежду на , которое понимаю предельно широко: оно происходит на каждом квадратном сантиметре нашей жизни.

Буквально 50–60 лет тому назад в России было много институтов образования, не только систематического школьного: деревенский уклад и община, городской двор, даже улица была неким сообществом, где все друг друга знали, было видно, кто есть кто. Эти институты рассыпались, и теперь нужно целенаправленно создавать ситуации, где бы культивировались, специально выстраивались модели осмысленного мужского поведения.

Если мы хотим увидеть своих мальчиков по всем параметрам нормальными, осмысленными мужчинами, нужны наши совместные усилия. Необходимо учить детей быть ответственными. И в этом необходимо участие всех окружающих людей.

- Как воспитывать сыновей, чтобы они не выросли инфантильными?

Я думаю, что без восстановления иерархии в семье это в принципе невозможно.

Первым воспитательным и терапевтическим моментом для жены является следующий принцип: она должна возвышать отца перед детьми — ночью, в чулане, можно его даже и поколотить, но перед детьми он должен оставаться самым умным, самым красивым, самым любимым, самым сильным. А в современной семье соревнуются: кто умнее, кто главнее, кто успешнее, что как раз разрушает семейную иерархию.

Потом, не может быть равенства между старшим и младшим поколениями в семье, и в этом для детей нет ничего оскорбительного. Если их начинают ставить в один ряд со взрослыми, реакции долго ждать не приходится: «Значит, я имею юридическое право на все, что есть у вас, взрослых». А тут наготове : мы вам это еще и в юридической форме обеспечим, и нормативно закрепим. Каждый твой чих законен, и никакой родитель не смеет пресекать твои действия.

Не будет семейной иерархии - ситуация не сдвинется с места, это нужно понимать и соответствующим образом выстраивать ежедневные отношения.

Мужская инфантильность - безусловно, результат неправильного воспитания в детстве. Наиболее важный период - 8-12 лет, когда ребенку необходимо передоверять ответственность за себя самого и за свои поступки.

Беда в том, что инфантильность вырастает незаметно: из незаконченных уроков, которые мама доделывает за сына, из шнурков, которые быстрее завязать маме, чем дожидаться, пока их завяжет ребенок, из невымытой посуды, которую проще вымыть самому, чем долго объяснять ребенку, почему и как это надо сделать. Ни в коем случае нельзя делать все подряд вместо ребенка: пусть это будет дольше и хуже, но ребенок это должен сделать сам.

Нужно с очень раннего возраста погружать ребенка не просто в разные формы активности, что само по себе неплохо, а в труд. Труд - категория нравственная, в отличие от любой другой формы активной деятельности, он дает опыт преодоления трудностей. Тогда у ребенка появится вкус к их преодолению, а в этом и есть миссия мужчины.

Хорошо завести хозяйство, где есть работа, где без всяких рассказов о том, что такое мальчик, мужчина и мужские дела, мгновенно все становится на свои места - тяжелую физическую работу по определению может выполнить только мальчик. Не потому, что девочек надо жалеть, - мальчик по природе сильнее и только ему под силу сделать тяжелую работу.

Мужское отношение к жизни выстраивается естественным путем - путем труда.

- Инфантильный муж. Может ли и должна ли жена с этим бороться? Как это делать правильно?

Ничего хорошего не принесут морализаторство, приведение примеров, разоблачение и т.п. - это может привести лишь к разрыву в семье.

Боюсь, тут проблема не только в мужчинах. Уж очень велик у современных женщин соблазн самости, самоутверждения за счет другого. Современная жизнь вынуждает женщину рваться к успешности и эффективности. И тут напрашивается совет жене: «Погляди прежде всего на себя, являешься ли ты женщиной. Каково твое женское поведение, в чем для тебя твоя женская суть?»

- В чем же она?

В служении, а это значит - в ограничении, самопожертвовании. И хотя мотивы женского и мужского служения разные, самое главное, что скрепляет семью, - взаимное служение, но никак не взаимное удовлетворение.

Служение возникает в свете высших смыслов жизни и ответственности перед ними. Если нет этих смыслов жизни, все носит функционально поведенческий характер, как у животных. В сознании разных народов брак, семья - это божественное право, а не юридическое и тем более не экономическое. Только во взаимном служении складывается симфония отношений - от биологии до этики и метафизики.

Если самым главным мотивом деятельности будет служение - все остальное приложится.

А сегодняшний цивилизационный тайфун направлен прямо противоположно: только в сторону достижения успешности, эффективности и владения, в сторону безграничной самореализации - реализации собственной капризной самости как основного мотива поведения и мужчины, и женщины! И этот тайфун втягивает в свою гибельную воронку честь, совесть, ответственность, жертвенность - все то, что продолжает жизнь и делает ее осмысленной и счастливой.

СВЯЩЕННИК ДИМИТРИЙ РОЩИН: Инфантилизм — это воплощенное самолюбие

- Какого мужчину можно назвать инфантильным?

Священник Димитрий Рощин

В семейной жизни инфантилизм проявляется в безответственности.

В чем заключается безответственность? Не просто в том, что мужчина лежит на диване и ничего не делает. Мужчина - это человек, который обязан все решать. В идеале - абсолютно все. Женщина принимает какие-то решения, но по совету и с благословения супруга, потому что они единое целое и муж является главой.

Если муж не в состоянии принимать решения или отдает принятие решений на откуп обстоятельствам, случаю, другим людям - это и есть инфантилизм. То есть человек не дорос до возможности управлять чем-то, в данном случае - семьей. С ребенка не спрашивают, может ли он чем-то управлять, это не входит в круг его обязанностей.

Мужской инфантилизм - самая серьезная социальная проблема сегодняшнего дня. Я не борец за права женщин, но приходится признать, что сегодня есть много женщин, которые достойны брака, - а рядом с ними нет мужчин, которые способны были бы взять на себя брачные обязательства, то есть возглавить семью, возглавить брак.

- В этом случае может ли женщина брать на себя инициативу в вопросе создания семьи?

В 90% случаев семьи распадаются из-за того, что женщина создает семью сама. Выбирает женщина, а не мужчина, и это неправильно. Женщине просто выбрать мужчину, поскольку она по своей природе более эмоциональна. Она думает, что вот оно, долгожданное - «я искала тебя годами долгими»… У нее гипертрофированное представление о собственной личности - о том, чего она заслуживает; в результате женщина получает то, чего она совершенно не заслуживает, что она не потянет.

Мужчина, который послушно идет у нее на поводу, очень быстро понимает, что это не его решение, а дальше, может быть, и лучше, что он инфантилен - потому что чем более он инфантилен, тем дольше продержится этот брак.

- Может ли в браке с инфантильным супругом осуществляться евангельская заповедь о послушании жены мужу?

Женщина всегда может оказывать послушание мужу. Потому что женщина должна мужа своего почитать, как Церковь почитает Христа. Христос не является нам каждый день и не ставит нам определенные условия. Условия взаимоотношений с Ним нам уже известны через Евангелие.

Если у жены есть голова на плечах, если она осведомлена о своем положении в браке, она может спокойно исполнять свои обязанности, независимо от личности мужа. Это сложно понять человеку неверующему, но персона мужа и не важна в такой ситуации.

Все зависит от того, какую человек ставит себе цель. Если брать просто психологию, без Христа, то любая проблема неразрешима. Она решается только одним образом: это тяжелая обуза, я избавляюсь от нее. Без Бога, сам по себе, человек изменить ничего не может. Это будет замещение одного другим. Человек может избавиться от инфантильности и стать злобным тираном. Одна страсть заменит другую. И какая разница, в чем человек будет неправ, если он одной неправдой заменит другую?

Или проблемы решаются любовью. Любовь побеждает все, и инфантилизм в том числе; но дело в том, что инфантилизм не подразумевает любви - это есть воплощенное самолюбие. Если человек освобождается от инфантилизма и становится тираном - в том и в другом случае это нехватка любви. Он зациклен на самом себе.

Муж может раздавать приказы направо и налево, но счастья от этого не прибавится. Он может все решать, но это будет полная узурпация власти, поскольку все решения так или иначе должны приниматься на совете внутри семьи.

- А может ли жена каким-то образом бороться с инфантилизмом мужа?

Женщине приходится быть такому мужу не только женой, но и матерью одновременно, а родители воспитывают своих детей, приучая их к самостоятельности.

К примеру, возник вопрос: какое молоко купить - 3,2% или 1,5%? Надо прийти к мужу и спросить: как ты считаешь, какое молоко надо купить? Он скажет: мне все равно. А какое тебе больше хотелось бы? Ну, 3,2%. Человека можно вывести на какое-то решение. Это несложно.

Женщина должна воспитывать инфантильного мужа, как ребенка. Только очень осторожно.

- А как воспитывать сыновей, чтобы они не выросли инфантильными?

Воспитание - несложная вещь. Человека воспитывает среда, в которой он живет. И если отец инфантилен, то и сын, скорее всего, вырастет инфантильным. Сильная личность формируется в результате взаимодействия с другими сильными личностями.

Можно постараться повлиять на эту ситуацию, предлагая мальчикам примеры героев, кто бы они ни были: Зоя Космодемьянская, или какие-то рыцари, или великие князья… Дети должны быть воспитаны на таких примерах. И эти примеры должны быть им истолкованы, понятны.

Взаимоотношения мужа и жены - это еще не все, есть более широкая палитра. И даже если человека потом унесет куда-то в сторону, он все равно будет понимать, что живет не так, как надо, как правильно.

Мы живем в эпоху, когда люди жалеют своих детей, поэтому на земле исчезает подвиг. Ведь откуда берется инфантилизм? Из того времени, из которого мы все вышли. Поколение тех, кто сегодня должен создавать семьи, рожать детей - они попали на очень сложный излом: идеологический; путаница Востока и Запада; воспитание по Споку… Мы росли по одному в семьях - а это и есть самый главный задаток инфантилизма.

Родители пытались спрятать нас от тяжелой жизни. Перед тобой трудность, а тебя от нее прячут. И ты привыкаешь к этому. Трудность - спрятали, трудность - спрятали. Ты привыкаешь определенным образом относиться к трудностям. Отсюда и желание уклониться от принятия решений.

Поэтому и происходит колоссальный рост наркомании, отказа от брака, - это все болезненные проявления инфантилизма. Это уход от реальности, неумение вести себя соответственно обстоятельствам. Мы должны признать, что стали крайне слабыми.

Сегодня мы разберем совсем не однозначную тему – инфантильность. Термин «инфантильность» происходит от слова «инфант».

Из Википедии: Инфа́нт, женская форма инфа́нта (исп. infante, порт. infant) – титул всех принцев и принцесс королевского дома в Испании и Португалии.

Инфантилизм (от лат. infantilis – детский) – это незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.


Навигация по статье:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

В переносном смысле инфантилизм (как детскость) – проявление наивного подхода в быту, в политике, во взаимоотношениях и т. д.

Для более полной картины необходимо отметить, что инфантилизм бывает психическим и психологическим. И главное их отличие не внешнее проявление, а причины возникновения.

Внешние проявление у психического и психологического инфантилизма похожи и выражаются они в проявлении детских черт в поведении, в мышлении, в эмоциональных реакциях.

Чтобы понять различие психического и психологического инфантилизма необходимо разобраться в причинах возникновения.

Психический инфантилизм

Он возникает вследствие отставания и задержки в психике ребенка. Другими словами происходит задержка становления личности, вызванная задержкой развития в эмоциональной и волевой сферах. Эмоционально-волевая сфера – это база, на которой строится личность. Не имея такой базы, человек в принципе не может повзрослеть и в любом возрасте остается «вечным» ребенком.

Здесь необходимо еще отметить, что инфантильные дети отличаются от умственно-отсталых или аутичных. Умственная сфера у них может быть развита, они могут иметь высокий уровень абстрактно-логического мышления, способны применять полученные знания, быть интеллектуально развиты и самостоятельны.

Психический инфантилизм невозможно выявить в раннем детстве, его можно заметить только тогда, когда у ребенка школьного или подросткового возраста начинают преобладать игровые интересы над учебными.


Другими словами, интерес ребенка ограничивается только играми и фантазиями, все, что выходит за рамки этого мира не принимается, не исследуется и воспринимается как что-то навязываемое извне неприятное, сложное, чужеродное.

Поведение становится примитивным и предсказуемым, от любых дисциплинарных требований ребенок еще больше уходит в мир игры и фантазии. Со временем это приводит к проблемам социальной адаптации.

Как пример, ребенок может часами играть на компьютере, искренне не понимая, зачем нужно чистить зубы, заправлять постель, ходить в школу. Все, что за пределами игры – чужеродное, ненужное, непонятное.

Необходимо отметить, что в инфантилизме человека, родившегося нормальным, могут быть повинны родители. Несерьезное отношение к ребенку в детстве, запрет на принятие самостоятельных решений подростку, постоянное ограничение его свободы как раз и ведет к неразвитости эмоционально-волевой сферы.

Психологический инфантилизм

При психологическом инфантилизме ребенок имеет здоровую, без отставаний, психику. Он вполне может соответствовать своему развитию по возрасту, но практически это не происходит, потому что по ряду причин выбирает в поведении роль ребенка.


В общем, главное отличие психического инфантилизма от психологического можно выразить так:

Психический инфантилизм: не могу, даже если хочу.

Психологический инфантилизм: не хочу, даже если могу.

С общей теорией понятно. Теперь более конкретно.

Как появляется инфантилизм

По мнению психологов, инфантильность не врожденное качество, а приобретенное через воспитание. Так что же такое делают родители и воспитатели, что ребенок вырастает инфантильным?

Опять же, по мнению психологов, инфантильность развивается в период от 8 до 12 лет. Не будем оспаривать, а просто пронаблюдаем, как это происходит.

В период с 8 до 12 лет ребенок уже может брать на себя ответственность за свои поступки. Но для того, чтобы ребенок начал совершать самостоятельные поступки, ему необходимо доверять. Вот именно здесь и кроется основное «зло», которое и приводит к инфантильности.

Вот некоторые примеры воспитания инфантильности:

  • «У тебя не получается писать сочинение? Я помогу, я раньше хорошо писала сочинения», - говорит мама.
  • «Я лучше знаю, как правильно!»
  • «Будешь слушать маму, и у тебя все будет хорошо».
  • «Какое у тебя может быть свое мнение!»
  • «Я сказал, так и будет!»
  • «Руки у тебя не из того места растут!»
  • «Да у тебя всегда все как не у людей».
  • «Отойди, я сам сделаю».
  • «Ну, конечно, за что он не возьмется, все сломает!»
Так постепенно родители закладывают программы в своих детей. Некоторые дети, конечно, пойдут наперекор, и будут делать по-своему, но могут получить такой прессинг, что желание что-либо делать вообще отпадет и, причем навсегда.

С годами ребенок может поверить в правоту родителей, что он неудачник, что он ничего не может сделать правильно, и что намного лучше это могут сделать другие. А если еще идет подавление чувств и эмоций , ребенок никогда с ними не познакомится и тогда его эмоциональная сфера будет не развита.

  • «Ты еще мне тут плакать будешь!»
  • «Ты чего орешь? Больно? Терпеть надо».
  • «Мальчики никогда не плачут!»
  • «Что ты орешь, как ненормальная».
Все это можно охарактеризовать такой фразой: «Ребенок, не мешай нам жить». К сожалению, это основное требование родителей к детям, быть тихим, послушным и не мешать. Так чего ж потом удивляться, что инфантилизм поголовен.

По большому счету родители бессознательно подавляют в ребенке и волю и чувства.

Это один из вариантов. Но есть и другие. Например, когда мама одна воспитывает сына (или дочь). Она начинает опекать ребенка больше, чем ему требуется. Ей хочется, чтобы он вырос каким-то очень известным, чтобы доказал всему миру, какой он талант, чтобы мать могла им гордиться.

Ключевое слово – мать могла гордиться. В данном случае о ребенке и не думается, главное удовлетворить свои амбиции. Такая мама с удовольствием найдет для своего ребенка то занятие, которое будет ему по душе, положит на это все силы и деньги, а все трудности, которые могут возникнуть во время такого увлечения, возьмет на себя.

Вот и вырастают талантливые, но ни к чему не приспособленные дети. Хорошо, если потом найдется женщина, которая захочет служить этому таланту. А если нет? А если еще так окажется, что и таланта-то по существу нет. Догадываетесь, что ждет такого ребенка в жизни? А мама будет горевать: «Ну, почему он у меня такой! Я столько для него сделала!». Да не для него, а ЗА НЕГО, вот поэтому он и такой.

Еще пример, когда родители не чают души в своем дитяти. С детства он только и слышит, какой он замечательный, какой талантливый, какой смышленый и все в этом роде. Самомнение ребенка становится настолько высоко, что он уверен, что достоин большего просто так и не приложит ни какого труда, чтобы этого большего достичь.

Родители сами за него все сделают и будут с восхищением смотреть, как он ломает игрушки (он такой любознательный), как он обижает детей во дворе (он такой сильный) и т.п. А столкнувшись с настоящими трудностями в жизни, он сдуется, как пузырь.

Еще один, очень яркий пример зарождения инфантилизма, бурный развод родителей, когда ребенок ощущает себя ненужным. Родители выясняют отношения между собой, и заложником этих отношений становится ребенок.

Все силы и энергия родителей направляется на то, чтобы «досадить» другой стороне. Ребенок не понимает, что же на самом деле происходит и зачастую начинает брать ответственность на себя – папа ушел из-за меня, я был плохим сыном (дочкой).


Эта ноша становится непомерной и происходит подавление эмоциональной сферы, когда ребенок не понимает, что же с ним происходит, а рядом не оказывается взрослого, который помог бы понять ему самого себя и того, что происходит. Ребенок начинает «уходить в себя», замыкаться и жить в собственном мире, где ему комфортно и хорошо. Реальный мир представляется как что-то пугающее, злое и неприемлемое.

Я думаю, что вы и сами можете привести множество таких примеров, а может быть, в чем-то даже узнаете себя или своих родителей. Любой результат воспитания, который ведет к подавлению эмоционально-волевой сферы, приводит к инфантилизму.

Только не торопитесь во всем винить своих родителей. Это очень удобно и это тоже одна из форм проявления инфантильности. Лучше посмотрите, что вы сейчас делаете со своими детьми.

Понимаете, чтобы воспитать личность, самому необходимо быть личностью. А чтобы рядом росло сознательное дитя, надо чтобы и родители были осознанными. Но так ли это на самом деле?

Не сбрасываете ли вы на своих детей раздражение за свои неразрешенные проблемы (подавление эмоциональной сферы)? Не пытаетесь ли вы навязать детям свое видение жизни (подавление волевой сферы)?

Мы бессознательно совершаем те же самые ошибки, которые совершали наши родители, а если мы не осознаем их, то наши дети будут совершать те же ошибки в воспитании уже своих детей. Увы, это так.

Еще раз для понимания:

Психический инфантилизм – неразвитая эмоционально-волевая сфера;

Психологический инфантилизм – подавленная эмоционально-волевая сфера.

Как проявляется инфантилизм

Проявления психического и психологического инфантилизма практически одинаковые. Отличие их в том, что при психическом инфантилизме человек не может сознательно и самостоятельно изменить свое поведение, даже если у него появляется мотив.

А при психологическом инфантилизме, человек может изменить свое поведение при появлении мотива, но чаще всего не меняет из желания оставить все, как есть.

Давайте рассмотрим конкретные примеры проявления инфантилизма.

Человек добился успехов в науке или в искусстве, но в бытовой жизни оказывается совершенно не приспособленным. В своей деятельности он ощущает себя взрослым и компетентным, но абсолютным ребенком в быту и во взаимоотношениях. И старается найти кого-то, кто возьмет на себя ту сферу жизни, в которой можно оставаться ребенком.

Взрослые сыновья и дочери продолжают жить со своими родителями и не создают своих семей. С родителями все привычно и знакомо, можно оставаться вечным ребенком, за которого будут решаться все бытовые проблемы.

Создать свою семью – это взять на себя ответственность за свою жизнь и столкнуться с определенными трудностями.

Предположим, что с родителями становится жить невыносимо, они тоже начинают что-то требовать. Если в жизни человека появляется другой, на которого можно переложить ответственность, тогда он уйдет из родительского дома, и будет продолжать вести тот же образ жизни, что и с родителями – ничего не брать на себя и не за что не отвечать.

Только инфантилизм может толкнуть мужчину или женщину бросить семью, пренебречь своими обязательствами ради попытки вернуть свою ушедшую молодость.

Постоянная смена работы из-за нежелания прилагать усилия или приобретения мифического опыта.

Поиски «спасителя» или «волшебной таблетки», это тоже признаки инфантилизма.

Основным критерием можно назвать неумение и нежелание брать на себя ответственность за свою жизнь, не говоря уже о жизни близких людей. И как написали в комментариях: «самое страшное быть с человеком и знать, что на него нельзя положиться в критический момент! Такие люди создают семьи, рожают детей и перекладывают ответственность уже на другие плечи!»

Как выглядит инфантилизм

Не всегда можно с первого взгляда определить – инфантильный перед вами человек или нет. Инфантильность начнет проявляться во взаимодействии, а особенно в критические моменты жизни, когда человек как бы тормозит, не принимает ни какого решения и ждет, что кто-то возьмет за него ответственность.

Инфантильных людей можно сравнить с вечными детьми, которых ничего особо не заботит. Причем их не только не интересуют другие люди, но они и о себе не хотят (психологический инфантилизм) или не могут (психический) позаботиться.

Если говорить о мужском инфантилизме, то это однозначно поведение ребенка, которому необходима не женщина, а мама, заботящаяся о нем. Очень многие женщины попадают на эту удочку, а потом начинают возмущаться: «Почему все время должна делать я? И деньги заработать, и дом содержать, и за детьми ухаживать, и отношения выстраивать. И вообще есть ли рядом мужчина?»

Сразу напрашивается вопрос: «Мужчина? А за кого вы выходили замуж? Кто был инициатором знакомства, встреч? Кто принимал решения, как и где провести совместный вечер? Кто все время придумывал, куда пойти и что делать?» Эти вопросы бесконечные.

Если вы с самого начала брали все на себя, сами все придумывали и делали, а мужчина просто послушно выполнял, то разве вы выходили замуж за ВЗРОСЛОГО МУЖЧИНУ? Мне кажется, что вы выходили замуж за РЕБЕНКА. Только вы были так влюблены, что сразу этого не заметили.

Что делать

Это самый главный вопрос, который возникает. Давайте его сначала рассмотрим относительно ребенка, если вы родители. Потом относительно взрослого, который продолжает оставаться ребенком по жизни. (Данные вопрос рассматривается в статье Что делать, если у вас инфантильный муж . прим.ред.)

И последнее, если вы увидели в себе черты инфантилизма и решили все-таки что-то поменять в себе, но не знаете как.

1. Что делать, если у вас растет инфантильный ребенок.

Давайте рассуждать вместе – что вы хотите получить в итоге в результате воспитания ребенка, что вы делаете и что необходимо делать, чтобы получить желаемый результат?

Задача каждого родителя состоит в том, чтобы максимально приспособить ребенка к самостоятельной жизни без родителей и научить жить во взаимодействии с другими людьми, чтобы он мог создать свою счастливую семью.

Существует несколько ошибок, в результате которых развивается инфантилизм. Вот некоторые из них.

Ошибка 1. Жертвенность

Проявляется эта ошибка тогда, когда родители начинают жить для детей, стараясь дать ребенку самое лучшее, чтобы у него все было, чтобы одет он был не хуже других, чтобы в институте учился, при этом отказывая себе во всем.

Своя жизнь как бы становится не важной по сравнению с жизнью ребенка. Родители могут работать на нескольких работах, недоедать, недосыпать, не заботиться о себе и о своем здоровье, только бы у ребенка было все хорошо, только бы он выучился и вырос человеком. Чаще всего так поступают одинокие родители.

На первый взгляд кажется, что родители вкладывают всю свою душу в ребенка, но результат оказывается плачевным, ребенок вырастает неспособным ценить своих родителей и ту заботу, которую они давали.

Что же происходит на самом деле. Ребенок с малых лет привыкает к тому, что родители живут и работают только ради его благополучия. Он привыкает получать все готовое. Возникает вопрос, если человек привык получать все готовое, сможет ли он, потом сам, что-то делать для себя или будет ждать, что кто-то сделает за него?

И при том не просто ждать, а требовать своим поведением, что вы должны, потому что опыта что-то делать самостоятельно нет, и именно родители не дали этот опыт, ведь все всегда было для него и только ради него. Он на полном серьезе не понимает, почему должно быть по-другому и как это вообще возможно.

И ребенок не понимает, почему и за что он должен быть благодарен родителям, если так и должно было быть. Жертвовать собой – это как калечить свою жизнь, так и жизнь ребенка.

Что делать. Начинать надо с себя, научиться ценить себя и свою жизнь. Если родители не будут ценить свою жизнь, ребенок примет это как данность и тоже не будет ценить жизнь родителей, а, следовательно, и жизни других людей. Для него жизнь ради него станет правилом во взаимоотношениях, он будет использовать других и считать это абсолютно нормальным поведением, ведь его так научили, по-другому он просто не умеет.

Задумайтесь, интересно ли ребенку с вами, если вам, кроме заботы о нем нечего дать? Если в вашей жизни ничего не происходит такого, что могло бы привлечь ребенка, чтобы разделить ваши интересы, чтобы почувствовать себя членом сообщества – семьи?

И стоит ли потом удивляться, если ребенок будет на стороне находить развлечения такие, как выпивка, наркотики, бездумное гулянье и т.п., он ведь привык только получать то, что ему дают. Да и как он может гордиться вами и уважать вас, если вы ничего из себя не представляете, если все ваши интересы только вокруг него?

Ошибка 2. «Тучи разведу руками» или я все проблемы решу за тебя

Проявляется эта ошибка в жалости, когда родители решают, что на век ребенка еще хватит проблем, и пусть хоть с ними он останется ребенком. А в итоге вечным ребенком. Жалость может быть вызвана недоверием, что ребенок в чем-то сам может о себе позаботиться. А недоверие опять же возникает из-за того, что ребенка не научили самостоятельно заботиться о себе.

Как это выглядит:

  • «Ты устал, отдохни, я доделаю».
  • «Успеешь еще наработаться! Давай я сделаю это за тебя».
  • «Тебе еще уроки делать, ладно, иди, я сама помою посуду».
  • «Надо договориться с Мариванной, чтобы она сказала кому нужно, чтобы ты без проблем поступил учиться»
И все в таком духе.

По большому счету родители начинают жалеть своего ребенка, он устал, у него большая нагрузка, он маленький, не знает жизни. А то, что родители сами не отдыхают и нагрузка у них не меньше, и сами не все когда-то знали, об этом почему-то забывается.

Вся домашняя работа, устройство в жизни, ложится на плечи родителей. «Это же мой ребенок, если я его не пожалею, не сделаю что то для него (читай: за него), кто еще о нем позаботится? А через какое-то время, когда ребенок привыкает к тому, что за него все сделают, родители удивляются, почему ребенок ни к чему не приспособлен и им все приходится делать самим. Но для него это уже норма поведения.

К чему это приводит. Ребенок, если это мальчик, будет искать себе такую же жену, за спиной которой можно тепло устроиться и спрятаться от жизненных невзгод. Она накормит, обстирает и денег заработает, с ней тепло и надежно.

Если ребенок девочка, то она будет искать себе мужчину, который будет выполнять роль папы, который будет за нее решать все проблемы, содержать ее и ничем не обременять.

Что делать. Во-первых, обратите внимание, чем ваш ребенок занят, какие обязанности по дому он выполняет. Если ни каких, то в первую очередь необходимо, чтобы и у ребенка были свои обязанности.

Не так сложно научить ребенка выносить мусор, мыть посуду, убирать за собой игрушки и вещи, содержать свою комнату в порядке. Но обязанности необходимо не просто вменить, а научить, как и что нужно делать и объяснить для чего. Ни в коем случае не должна звучать подобная фраза: «Ты главное хорошо учись, это твоя обязанность, а по дому я все сделаю сама».

За свои обязанности он должен нести ответственность. Устал ребенок, не устал, не важно, в конце концов, можно отдохнуть и выполнить свои обязанности, это его ответственность. Вы разве не так сами поступаете? За вас кто-то что-то делает? Ваша задача научиться не жалеть и не выполнять за него работу, если вы хотите, чтобы он не вырос инфантильным. Именно жалость и недоверие, что ребенок может что-то сделать сам хорошо и не дает возможности воспитать волевую сферу.

Ошибка 3. Чрезмерная любовь, выражающаяся в постоянном восхищении, умилении, возвышении над остальными и вседозволенность

К чему это может привести. К тому, что он никогда не научится любить (а значит, и отдавать), и родителей в том числе. На первый взгляд будет казаться, что он умеет любить, но вся его любовь, она условна и только в ответ, а при любом замечании, сомнении в его «гениальности» или при отсутствии восхищения, будет «пропадать».

В результате такого воспитания ребенок уверен в том, что весь мир должен им восхищаться, потакать. А если этого не происходит, то все вокруг плохие, не способные любить. Хотя именно он и не способен любить, его этому не научили.

В итоге он выберет защитную фразу: «Я такой, какой есть и принимай меня таким, не нравится, не держу». Любовь других он будет принимать спокойно, как должное и, не имея внутри отклика, делать больно тем, кто его любит, в том числе и родителям.

Часто это воспринимают как проявление эгоизма, но проблема намного глубже, у такого ребенка не развита эмоциональная сфера. Ему просто нечем любить. Находясь все время в центре внимания, он не научился доверять своим ощущениям и у ребенка оказался не развит искренний интерес к другим людям.

Еще один вариант, когда родители «защищают» своего ребенка, стукнувшегося о порог, таким образом: «У, какой порог не хороший, обидел нашего мальчика!». С детских лет ребенку внушается, что все вокруг виноваты в его бедах.

Что делать. Опять необходимо начинать с родителей, которым тоже пора повзрослеть и перестать видеть в своем ребенке игрушку, предмет обожания. Ребенок – это самостоятельная автономная личность, которой для развития необходимо находиться в реальном, а не придуманном родителями мире.

Ребенок должен увидеть и пережить всю гамму чувств и эмоций, не убегая и не подавляя их. А задача родителей – научиться адекватно реагировать на проявление эмоций, не запрещать, не успокаивать без необходимости, а разбирать все ситуации, которые вызвали негативные эмоции.

Совсем не обязательно, что кто-то другой «плохой» и поэтому ваш ребенок плачет, посмотрите на ситуацию в целом, что ваш ребенок сделал не так, научите его не зацикливаться на себе, а самому идти навстречу людям, проявляя к ним искренний интерес и находить выходы из сложных ситуаций, без обвинения других и себя. Но для этого, как я уже написала, родителям самим необходимо повзрослеть.

Ошибка 4. Четкие установки и правила

Большинству родителей очень удобно, когда рядом растет послушный ребенок, четко выполняющий указания «делать это», «не делать то», «с этим мальчиком не дружить», «в этом случае поступать так» и т.п.

Они считают, что все воспитание заключено в командовании и подчинении. Но совершенно не задумываются, что лишают способности ребенка мыслить самостоятельно и брать на себя ответственность за свои поступки.

В итоге они воспитывают бездушного и бездумного робота, которому нужны четкие инструкции. А потом сами страдают от того, что если что-то не сказали, то ребенок и не сделал. Здесь подавляется не только волевая, но и эмоциональная сфера, потому что ребенку нет необходимости замечать эмоциональные состояния как свои, так и других людей, и для него становится нормой действовать только по инструкции. Ребенок живет в постоянной навязчивости действий и полном эмоциональном игнорировании.

К чему это приводит? Человек не учится думать и становится не способным размышлять самостоятельно, ему постоянно нужен кто-то, кто будет давать ему четкие указания что, как и когда делать, виноваты у него всегда будут другие, те, кто не «откорректировал» его поведение, не сказал что делать и как поступить.

Такие люди никогда не проявят инициативы, и всегда будут ждать четких и конкретных инструкций. Не будут способны решать какие-то сложные задачи.

Что делать в таких случаях? Учиться доверять ребенку, пусть он сделает что-то не так, вы просто потом разберете ситуацию и вместе найдете правильное решение, вместе, а не за него. Больше разговаривать с ребенком, спрашивать его, чтобы он высказывал свое мнение, не высмеивать, если его мнение вам не нравится.

А главное, не критиковать, а разбирать ситуации, что было сделано не так и как можно было сделать по-другому, постоянно интересуясь мнением ребенка. Другими словами, ребенка необходимо учить думать и размышлять.

Ошибка 5. «Я сама знаю, что ребенку надо»

Эта ошибка является разновидностью четвертой ошибки. А заключается она в том, что родители не прислушиваются к истинным желаниям ребенка. Желания ребенка воспринимаются как сиюминутные капризы, но это не совсем одно и то же.

Капризы – это мимолетные желания, а истинные желания это то, о чем мечтает ребенок. Цель подобного поведения родителей – реализация ребенком того, что не смогли реализовать сами родители (как варианты – семейные традиции, вымышленные образы будущего ребенка). По большому счету из ребенка делают «второго себя».

Когда-то, в детстве, такие родители мечтали стать музыкантами, известными спортсменами, великими математиками и теперь они стараются свои детские мечты воплотить через ребенка. В итоге ребенок не может найти для себя любимое занятие, а если и находит, то родители воспринимают это в штыки: «Я лучше знаю, что тебе надо, поэтому ты будешь делать то, что я тебе говорю».

К чему это приводит. К тому, что у ребенка вообще никогда не будет цели, он так никогда и не научится понимать свои желания, и всегда будет находиться в зависимости от желаний других и вряд ли добьется каких-то успехов в реализации желаний родителей. Он всегда будет ощущать себя «не на своем месте».

Что делать. Учитесь прислушиваться к желаниям ребенка, интересуйтесь, о чем он мечтает, что его привлекает, учите его высказывать свои желания вслух. Наблюдайте, что привлекает вашего ребенка, чем он с удовольствием занимается. Никогда не сравнивайте ребенка с другими.

Помните, желание, что ваш ребенок станет музыкантом, художником, знаменитым спортсменом, математиком – это ваши желания, а не ребенка. Стараясь внушить свои желания ребенку, вы сделаете его глубоко несчастным или добьетесь обратного результата.

Ошибка 6. «Мальчики не плачут»

Неумение самих родителей выражать свои эмоции приводит к тому, что и эмоции ребенка начинают подавлять. Происходит запрет на сильные переживания положительных и отрицательных эмоций, соответствующих реальной ситуации, так как родители сами не знают, как на них реагировать.

А если что-то не знаешь, то часто выбор делается в сторону ухода или запрета. В результате, запрещая ребенку выражать свои эмоции, родители по большому счету запрещают ребенку чувствовать, а в конечном итоге – жить полной жизнью.

К чему это приводит. Вырастая, ребенок не может понять себя, и ему необходим «поводырь», который будет ему объяснять, что же он чувствует. Он будет доверять этому человеку и полностью зависеть от его мнения. Отсюда и возникают конфликты между матерью и женой мужчины.

Мать будет говорить одно, а жена – другое, и каждая будет доказывать, что именно то, что она говорит, мужчина и чувствует. В итоге мужчина просто отходит в сторону, предоставляя женщинам возможность «разбираться» между собой.

Что же происходит с ним на самом деле, он не знает и последует решению той, которая победит в этой войне. В итоге он все время будет жить чей-то жизнью, но не своей, и когда не познакомится с собой.

Что делать. Позвольте своему ребенку плакать, смеяться, выражать себя эмоционально, не спешите успокоить таким образом: «Ну ладно, ладно, все образуется», «мальчики не плачут» и т.п. Когда ребенок испытывает боль, не прячьтесь от его чувств, дайте понять, что вам в подобной ситуации тоже было бы больно, и вы понимаете его.

Проявите сочувствие, пусть ребенок познакомится со всей гаммой чувств без подавления. Если он чему-то рад, порадуйтесь вместе с ним, если опечален, выслушайте, что его тревожит. Проявите интерес к внутренней жизни ребенка.

Ошибка 7. Перенос своего эмоционального состояния на ребенка

Нередко родители переносят свою неустроенность и неудовлетворенность жизнью на ребенка. Это выражается в постоянных придирках, повышении голоса, а иногда просто в срыве на ребенке.

Ребенок оказывается заложником неудовлетворенности родителя и не способным противостоять ему. Это приводит к тому, что ребенок «выключается», подавляет свою эмоциональную сферу и выбирает психологическую защиту от родителя «уход в себя».

К чему это приводит. Вырастая, ребенок перестает «слышать», закрывается, а нередко просто забывает, что ему говорили, воспринимая любые слова, обращенные к нему, как нападение. Ему приходится десять раз повторять одно и то же, чтобы он услышал или дал какую-то обратную связь.

Со стороны это выглядит как безразличие или пренебрежение к словам других. Прийти к взаимопониманию с таким человеком сложно, потому что он никогда не высказывает своего мнения, а чаще этого мнения просто не существует.

Что делать. Запомните: ребенок не виноват в том, что ваша жизнь не идет так, как вам хочется. То, что вы не получаете желаемого, это ваша проблема, а не его вина. Если вам необходимо «выпустить пар», найдите более экологичные способы – натрите полы, переставьте мебель, сходите в бассейн, усильте физическую нагрузку.

Неубранные игрушки, не вымытая посуда – это не причина вашего срыва, а только повод, причина внутри вас. В конце концов, научить ребенка прибирать игрушки, мыть посуду – это ваша ответственность.

Я показала только основные ошибки, но их намного больше.

Главное условие, чтобы ваш ребенок не вырос инфантильным – признание его, как самостоятельной и свободной личности, проявление вашего доверия и искренней любви (не путать с обожанием), поддержка, а не насилие.